26.04.2011 00:08
Экономика

Транспортная система РФ пока так и не стала по-настоящему единым организмом

Проблема обновления пассажирского транспорта в стране стоит довольно остро
Текст:  Андрей Белоглазов (эксперт)
Российская газета - Экономика: Транспорт и логистика №89 (5465)
Читать на сайте RG.RU

Транспортная система РФ пока так и не стала по-настоящему единым организмом. Различные виды транспорта недостаточно интегрированы между собой. Более 10% населения страны проживает в поселках и деревнях, не имеющих устойчивой связи с сетью автодорог. При этом около 50 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с системой наземных транспортных коммуникаций.

Тем временем доступность рынка транспортных услуг является ключевым условием повышения мобильности населения, инструментом обеспечения социальной стабильности, развития межрегиональных связей и национального рынка труда, ликвидации диспропорции в развитии транспортной системы между отдельными регионами.

Вместе с тем в стране нарастает несоответствие между состоянием и развитием дорожной инфраструктуры и спросом на автомобильные перевозки. Согласно имеющимся оценкам, в настоящее время более половины сети федеральных дорог страны, а в столичном регионе более 60%, функционирует на пределе пропускной возможности и в режиме перегрузки. Суммарные издержки, связанные с перегрузкой дорожной сети, достигают в России 1,5-2% ВВП в год.

В результате ускоренный процесс автомобилизации страны сопровождается нарастающими негативными последствиями. В суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками доля автомобильного транспорта составляет 42% (в крупных городах - до 90%).

Характерной особенностью российского автопарка является значительная доля транспортных средств устаревших моделей с длительными сроками эксплуатации. Около 40% легковых автомобилей, 55% грузовых автомобилей, 33% автобусов эксплуатируются свыше 10 лет.

Основной причиной медленного обновления пассажирского парка является плохое финансовое положение транспортных предприятий. Стоимость проезда (от 9 до 24 рублей в разных регионах) уже достигла социально значимых пороговых значений, и в большинстве случаев не возмещает затрат на перевозку (от 9 до 22 рублей на пассажира в зависимости от величины населенного пункта). Это в свою очередь создает дефицит средств, препятствующий регулярному обновлению парка. С другой стороны, обслуживание старого парка влечет за собой дополнительные затраты автотранспортных предприятий, снижая их экономическую эффективность.

В соответствии с "Планом технического перевооружения парка дорожно-эксплутационной техники подрядных организаций, выполняющих работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них на 2010-2012 годы", разработанным Росавтодором, для повышения качества и эффективности работ на перевооружение дорожных организаций в 2011 году необходимо приобрести 1221 единицу новой техники, а в 2012 году - не менее 998 единиц. Основная причина медленного обновления парков кроется в существующей экономической ситуации в стране. В нынешних условиях многие организации не могут себе позволить новые машины в связи с сокращением финансирования или дефицита средств.

Очевидно, что государственный лизинг чрезвычайно востребован для решения вопроса обновления технического парка. Так, например, лизинг техники через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) обеспечил 50% плановой потребности в технике дорожно-эксплуатационных предприятий федерального значения. Компания заняла первое место в поставках дорожно-строительной техники и оборудования в лизинг. Также в 2010 году закупки автобусов со стороны ГТЛК составили 2,4% от общего количества произведенных в России автобусов, что позволило ГТЛК занять третье место по лизингу пассажирского транспорта (согласно рейтингу "Российский лизинг 2010").

Общественный транспорт