В 2010 году транспортный комплекс работал стабильно и обеспечил спрос на перевозки пассажиров и грузов. По ряду показателей производственной деятельности итоги года превзошли показатели докризисного уровня. Глава минтранса Игорь Левитин отметил, что общий объем инвестиций в транспортный комплекс вырос по сравнению с 2009 годом на 16,5% и составил 980 млрд руб, в том числе из федерального бюджета 330 млрд руб. Это существенно ниже инфраструктурных потребностей экономики.
Системный подход
В 2010 году началась реализация новой Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России". Однако финансовый кризис сразу же внес коррективы в ее реализацию. Объем финансирования из федерального бюджета в рамках программы составил 238,6 млрд руб., что примерно в два раза ниже первоначально утвержденного объема. В настоящее время откорректированная ФЦП внесена на согласование в федеральные органы исполнительной власти.
Важнейшим событием для дорожной отрасли является решение о создании дорожных фондов. Реализуется принцип - "пользователь платит", а также законодательно зафиксированы источники финансирования дорожного хозяйства.
В прошлом году было введено в эксплуатацию около 1000 км участков федеральных автодорог, в том числе завершено строительство автомобильной дороги "Амур" (Чита-Хабаровск). Впервые принято решение о выделении в текущем году субсидий на строительство сельских дорог в объеме 5 млрд руб.
"Сапсан" в высоком полете
На железной дороге значимым событием стало развитие скоростного движения. Началось курсирование поездов "Сапсан" по маршруту Москва - Нижний Новгород, увеличена интенсивность движения по направлению Москва - Санкт-Петербург. В 2011 году поездами "Сапсан" планируется перевезти более 2 млн человек. В декабре открыто скоростное сообщение между Россией и Финляндией. Дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного сообщения потребует строительства выделенных линий, что особенно актуально в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
В рамках реализации структурной реформы железнодорожного транспорта одобрена целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года. В 2011 году необходимо принять основные технологические и тарифные решения для реализации модели.
При этом следует обратить особое внимание на создание полноценного конкурентного рынка услуг. В текущем году планируется завершить создание пригородных пассажирских компаний на всей сети железных дорог. Вместе с тем одним из условий эффективной реализации структурной реформы является введение инвестиционной составляющей в тарифе на грузовые перевозки, что позволит преодолеть нарастающий дефицит финансов для увеличения пропускной способности железнодорожных линий. В ином случае не будет реализовано большинство проектов подпрограммы "Железнодорожный транспорт", в том числе по усилению подходов к портам Северо-Западного и Южного бассейнов, а также обходов крупных железнодорожных узлов.
Небо для всех
Знаковым событием в гражданской авиации стало вступление в силу Федеральных правил использования воздушного пространства России, которые устанавливают новую структуру и классификацию воздушного пространства. Правилами предусматривается внедрение уведомительного порядка использования воздушного пространства, позволяющего пользователям выполнять полеты без получения диспетчерского разрешения.
В соответствии с утвержденными планами осуществляется подготовка авиационных комплексов для проведения главных международных мероприятий в среднесрочной перспективе: это Олимпийские игры, АТЭС и Универсиада.
В период действия программы государственной поддержки воздушных и железнодорожных перевозок объем перевозок пассажиров воздушным транспортом с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно вырос почти на 20%. По специальным тарифам, которые ниже обычных на 50%, было перевезено в 2010 году вдвое больше пассажиров по сравнению с 2009 годом. Данные меры будут продолжены в 2011 году.
Впервые предоставлена возможность для жителей Калининградской области воспользоваться услугами воздушного транспорта по специальному тарифу из Калининграда в Москву, Санкт-Петербург и обратно.
В сфере воздушного транспорта необходимо ввести ответственность авиаперевозчиков перед пассажирами за задержку рейсов в соответствии с Монреальской конвенцией 1999 года.
Вторая жизнь Севморпути
Грузооборот российских морских портов в минувшем году превысил полмиллиарда тонн (526,03 млн т). Созданы новые мощности перевалки объемом 30 млн тонн.
В августе состоялся экспериментальный транзитный рейс по Севморпути. Результаты подтвердили экономические преимущества доставки грузов этим маршрутом. В Санкт-Петербурге открылась новая торговая линия "Маэрск Лайн" между Южной Америкой и Россией.
Судовладельцы профинансировали строительство 15 судов транспортного флота. За счет федерального бюджета построены 9 аварийно-спасательных судов. В 2011 году планируется ввести в строй еще столько же.
Однако существуют и проблемы. Как известно, в зимнюю навигацию этого года особенно остро встал вопрос ледокольного обеспечения в Финском заливе и на Дальнем Востоке. Необходимо ускорить реализацию программы развития ледокольного флота.
Еще один аспект - лоцманская проводка. Закрепление функций по лоцманскому обеспечению за государством позволит решить существующие проблемы и повысить безопасность мореплавания.
За последние 10 лет существенно возросла возможность использования внутренних водных путей. Благодаря выделению средств из федерального бюджета удалось переломить ситуацию с неудовлетворительным техническим состоянием судоходных гидротехнических сооружений. Улучшение качественных параметров судовых ходов позволило увеличить протяженность путей с гарантированными габаритами более чем на 15 тыс км.
Без уязвимых мест
Сегодня транспорт является одной из сфер, в наибольшей степени подверженных угрозам терактов. Это подтверждают последние драматические события: подрывы поездов, взрывы в столичном метро, аэропорту Домодедово. Задача обеспечения безопасности на транспорте должна решаться комплексно - от технического оснащения уязвимых транспортных объектов и их охраны до мер профилактического характера, а также подготовки персонала.
Прежде всего необходимо изменить сам подход к проведению контроля и надзора. В части соблюдения норм безопасности нужно предусмотреть возможность проведения внеплановых проверок.
В соответствии с указом президента РФ предстоит завершить оснащение наиболее уязвимых объектов транспорта специальными техническими средствами и устройствами. Создан Главный автоматизированный центр контроля и надзора на транспорте.
Решение задачи в сфере безопасности транспорта в значительной мере будет зависеть от совершенствования нормативного правового обеспечения, гармонизации действующего законодательства в данной сфере. Основой в этом является Федеральный закон "О транспортной безопасности". Уже вступили в силу 19 актов (из них: 4 федеральных закона, 4 нормативных акта правительства РФ, 11 приказов минтранса). Необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы.
Чья земля под магистралью
Остро стоит вопрос модернизации транспортной инфраструктуры. С одной стороны - сильно изношенная инфраструктура не в полной мере удовлетворяет спрос на транспортные услуги и приводит к росту транспортных издержек. С другой стороны - обсуждается вопрос о стоимости строительства новой инфраструктуры.
Игорь Левитин считает, что работа по приведению Федеральным дорожным агентством технологий и стоимости строительства автомобильных дорог в соответствие с международными стандартами затянулось. Сравнительный анализ стоимости строительства автодорог в зарубежных странах показал, что рост стоимости в РФ начинается уже на этапе проектирования, которое осуществляется по устаревшим нормам и правилам. Кроме этого, в затраты на строительство включается выкуп земли, переустройство коммуникаций, выплата различных компенсаций.
ГЛОНАСС видит всё
Успешное решение задач, стоящих перед отраслью, возможно лишь при успешной разработке и внедрении передовых транспортных технологий. Кроме внедрения уже известных в мире технологий, необходимо проводить собственные разработки. В этом году всем крупным транспортным компаниям необходимо принять и начать реализацию программ инновационного развития.
В настоящее время продолжается активное внедрение системы ГЛОНАСС. Более половины регионов имеют спутниковые системы мониторинга движения общественного транспорта. Так, например, в Липецке с ее помощью в текущем году будет обеспечен непрерывный контроль движения всего городского пассажирского транспорта, в том числе частного.
На водном транспорте средствами спутниковой навигации оснащено более 2 тыс. судов, на железнодорожном транспорте - 14 тыс. единиц.
Для развития ГЛОНАСС при перевозках необходимо предусмотреть ответственность за перевозку транспортными средствами, не оборудованными навигационными системами. Минтранс совместно с другими ведомствами в настоящее время прорабатывает соответствующие изменения в акты, предусматривающие с 1 июля текущего года обязательное оборудование транспортных средств спутниковыми системами.
Одним из механизмов обновления основных фондов транспортных предприятий является лизинг. В прошлом году активно шла реализация программы льготного лизинга автобусов и грузовой техники. Каждая четвертая комбинированная дорожная машина, произведенная в России, была передана в лизинг Государственной транспортной лизинговой компанией. Программа позволила обеспечить рабочими местами более 5 тыс человек. На конец 2010 года объемы договоров лизинга составили 10 млрд руб. В среднесрочной перспективе необходимо распространить этот опыт на другие сегменты транспортной отрасли.
(По материалам выступления Игоря Левитина на заседании коллегии минтранса.)
Досье
Игорь Евгеньевич Левитин родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково Одесской области. Окончил училище железнодорожных войск и военного сообщения в Ленинграде, а также Военную академию тыла и транспорта. Специальность - инженер путей сообщения.
Служил в Одесском военном округе на Приднепровской железной дороге, занимал пост военного коменданта железнодорожного участка и станции Ургал на БАМе. С 1985 по 1994 год работал на Московской железной дороге в должности военного коменданта участка, а затем - заместителя начальника военных сообщений. С 1996 по 2004 год работал в ЗАО "Северстальтранс". С 1998 года - заместитель генерального директора компании. Курировал вопросы транспортного машиностроения, железнодорожных перевозок и работу морских портов. Игорь Левитин входил в Общественный совет при Правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта. 20 мая 2004 года назначен министром транспорта Российской Федерации.
Дмитрий Медведев, президент РФ:
- Приоритетное направление работы - использование космических технологий, в том числе ГЛОНАСС. Они дадут нашим людям возможность пользоваться современным навигационным оборудованием в автомобилях, помогут обеспечить безопасность транспорта и технически сложных объектов.
Крупнейший в России оператор контейнерных терминалов - Национальная Контейнерная Компания (НКК). В 2010 г. грузооборот терминалов под управлением НКК превысил 1,3 млн. TEU. В апреле 2011 года НКК открыла инновационную страницу в истории транспорта: пущена технология "сухой порт", допускающая свободное перемещение контейнеров между морским и тыловым терминалом. К концу 2011 года НКК планирует открыть крупнейший в России контейнерный терминал, построенный с "нуля" в порту Усть-Луга. Его мощность при полном развитии составит 3 млн TEU
Сегодня почти каждая вторая тонна грузов перевозится автомобильным транспортом. Это один из самых рыночных видов транспорта, где функционирует порядка 300 тысяч хозяйствующих субъектов. Объем перевозок грузов, выполненный российскими международными автоперевозчиками, увеличился на 11 % по сравнению с 2009 годом.