При нынешнем росте цен на нефть курс российской валюты может укрепиться до 27 рублей за доллар. Такой прогноз дал "РГ" исполнительный вице-президент, глава банковского комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. По его мнению, для благополучия российской экономики нужен доллар по цене 28-29 рублей.
На недавней встрече Владимира Путина с руководителями РСПП премьер поручил Центробанку, минфину и минэкономразвития совместно с представителями союза в кратчайшие сроки провести консультации для того, чтобы найти разумные способы поддержания "рационального" курса рубля, который необходим экономике. Как сказал глава РСПП Александр Шохин, надо определить коридор колебаний нацвалюты и посмотреть, какие инструменты есть для удержания обменного курса в этом диапазоне.
Как пояснил Мурычев, экономическая политика в России и в первую очередь бюджет, международные резервы, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния связаны с экспортной составляющей. И размер обменного курса здесь имеет большое значение. А он во многом зависит от цены нефти, которая уже приближается к 124 долларам за баррель. Ведь чем дороже "черное золото", тем больше долларовой выручки приходит в страну. И срабатывает "золотое правило": чем больше на рынке того или иного товара при неменяющемся спросе, тем он меньше стоит. Чем дешевле доллар, тем меньше рублевая выручка у экспортеров. Зато в этой ситуации выигрывают предприятия, работающие на внутренний рынок.
Импортные компоненты они могут купить дешевле и тем самым снизить себестоимость продукции.
"Сейчас американская валюта слабеет, а наша, естественно, набирает обороты. В марте за один доллар давали 28,7 рубля, сегодня уже 27,9 рубля", - напоминает Мурычев. Не исключено, что события в Северной Африке, Ливии, других нефтяных странах, приведут к еще большему удорожанию нефти и укреплению рубля. А с начала года его курс к доллару уже окреп на 9 процентов. Эта стремительность и волнует больше всего. Для всех производителей - экспортеров, импортеров, работающих только на внутренний рынок, - всегда чрезвычайно важное значение играет вопрос контрактных отношений, говорит Мурычев. А чрезмерная волатильность (колебания) обменного курса нервирует всю систему договоров. Поэтому, делает вывод вице-президент РСПП, важнее сейчас бороться не с укреплением или ослаблением рубля, а не допускать чрезмерных скачков курса национальной валюты. Обменный курс, поясняет Мурычев, это якорь устойчивости для предприятий, его изменения должны прогнозироваться и поддерживаться.
Что касается поиска "рационального" курса рубля, то здесь речь идет как раз о золотой середине, которая устроит и экспортеров, и импортеров, и "внутренний" бизнес. По мнению Мурычева, ориентиром здесь надо взять уровень 28-29 рублей за доллар, это наиболее справедливая цена последних лет. И для того, чтобы удерживать нацвалюту в таком диапазоне, то есть ослабить ее к нынешним показателям, Центробанку потребуется провести рублевые интервенции. Безусловно, это тут же подстегнет инфляцию, чего, считает Мурычев, не надо бояться. Временно на такие издержки можно пойти, если цена на нефть продолжит идти вверх.
Однако директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев сомневается, что такие инструменты существуют, тем более и минфин и Центробанк обладают достаточно ограниченными ресурсами для воздействия на ситуацию. Надо иметь в виду, поясняет он, что финансовый рынок сегодня находится в режиме управляемого плавания курса рубля, то есть Банк России, не имея целевых ориентиров, следует за текущим рынком. А в будущем вообще предполагает перевести рубль в режим свободного плавания, где вмешательства регулятора могут быть лишь эпизодическими. "В этой ситуации дискуссии о том, какой курс рубля нужен России, выглядят странно", - говорит экономист. Впрочем, по словам Моисеева, РСПП, выражающий интересы сырьевого и металлургического секторов, чья деятельность ориентирована на внешние рынки, не заинтересован в сильном рубле.
Сам Моисеев считает, что курс рубля сегодня скорее недооценен, и одной из причин является отток капитала из страны. "И в этой ситуации еще ослабить курс рубля - значит, распахнуть двери в хронически высокую инфляцию, отрицательную доходность по вкладам, обесценить сбережения населения", - полемизирует он с Мурычевым. Впрочем, Моисеев тоже признает, что модернизация и инвестиционная активность возможны только при стабильном курсе рубля и полном доверии к национальной валюте.
Надо его держать стабильным в уже заданном коридоре бивалютной корзины (она состоит на 45 процентов из евро и на 55 процентов - из долларов), советует директор Центра структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведев. Основные силы, по его мнению, надо направить на улучшение бизнес-климата, деловой и инвестиционной активности. Нижняя граница коридора сегодня, напомним, составляет 32,45 рубля, верхняя - 37,45 рубля.
Очевидным минусом при ослаблении рубля, соглашается Ведев, станет ускорение инфляции. А ценовая стабильность при сильном рубле тоже немаловажна. От этого зависит уровень жизни граждан, которые за одно и то же количество рублей купят больше разных, в том числе импортных товаров, обращает внимание Ведев. К тому же ослабление курса рубля, о котором мечтает бизнес, напоминает Ведев, не увеличит объемы продаж экспортеров. Возрастет лишь рублевая "нефтяная выручка". Но рост рублевой выручки и экономический рост - это разные вещи, обращает внимание Ведев. Да, слабый рубль дает ценовое преимущество российским производителям - у них появляется возможность конкурировать с импортными товарами, которые дорожают. Но и здесь есть свои изъяны. Многие отечественные производства в последнее время уже настолько отстали от иностранных конкурентов, что качественного импортозамещения не происходит. И им нужен не столько слабый рубль, сколько инвестиции и модернизация, покупка за рубежом оборудования для производства высокотехнологичной продукции. Плюсы же крепкого рубля сделают такие закупки более дешевыми, то есть на одно и то же количество рублей в страну можно будет ввезти больше технологий.
Впрочем, на встрече с премьером глава РСПП Александр Шохин отметил, что в идеале хорошо было бы "и инфляцию таргетировать, и курс рубля". Но как сочетать эти две вещи - у него пока ответа нет. "Для меня это тоже загадка", - говорит Алексей Ведев. По его мнению, попытка понять, какой сегодня рубль нужен России - слабый или сильный - может остаться без ответа и стать не более чем теоретической темой для дискуссий. А вот поиск инструментов и разработка стратегии, как обеспечить стабильность курса, это то, что необходимо в нынешних условиях, согласились большинство опрошенных "РГ" экспертов.