В правительстве готовится базовый документ - "Основы экологической политики России на период до 2030 года". Сейчас проходит согласование пакет из восьми законодательных документов, касающихся совершенствования системы нормирования и экологического стимулирования в области охраны окружающей среды, экологического аудита и других проектов.
Самый важный законопроект - о нормировании и экономическом стимулировании. Действующая сегодня система нормирования негативного воздействия основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе и воде. Ее основные недостатки в том, что она с одной стороны предъявляет избыточно жесткие требования (нормируются более 2000 загрязняющих веществ), с другой стороны - субъективное решение чиновника позволяет устанавливать любой лимит. Такая конструкция законодательства приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, отчисляя в бюджет незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие и не имеют никаких стимулов к модернизации.
Что мы предлагаем? Прежде всего - разделить предприятия на группы по степени воздействия на окружающую среду. Это целесообразно, поскольку из миллиона всех наших предприятий за 99% выбросов и сбросов отвечает только 11,5 тысячи.
700 тысячам организаций, которые незначительно воздействуют на природу, мы предлагаем перейти на декларирование, а для 290 тысяч с умеренным воздействием нормативы будут устанавливаться по факту сбросов и выбросов при наличии программ снижения негативного воздействия на природу. Таким образом, мы снимаем административные барьеры, уменьшаем количество справок и бумаг для большинства предприятий.
Что же касается оставшихся почти 11,5 тысячи опасных экологических объектов, которые являются основными загрязнителями окружающей среды, то по отношению к ним законопроект планирует переход на принципы наилучших существующих доступных технологий (НДТ). При выборе этого принципа мы опирались на мировой опыт.
Что же такое "наилучшие доступные технологии"? Это технологии, которые уже внедрены на одном или нескольких предприятиях и предлагаются к использованию. Для каждой технологии существуют показатели выбросов, сбросов, потребления воды и энергии в расчете на единицу произведенной продукции. Они формируют новую систему технологического нормирования для крупных предприятий.
Для внедрения НДТ необходимо описать 6 тысяч технологических процессов, составить 27 отраслевых справочников, обновляющихся один раз в три года. Мы не собираемся изобретать что-то новое. НДТ существуют не в национальном, а в межнациональном масштабе, поэтому, прежде всего, мы будем переводить и адаптировать уже имеющиеся справочники BREF.
Для предприятий, переходящих на НДТ, плата за негативное воздействие может быть полностью зачтена в счет затрат на эти мероприятия, а после внедрения НДТ при условии соблюдения нормативов взиматься не будет.
Модернизация экономики нуждается в экономической поддержке со стороны государства. Проектом закона предусмотрено применение методов экономического стимулирования. Предлагаемый набор инструментов сделает инвестиции в наилучшие доступные технологии более привлекательными, чем продолжение работы на изношенном и неэффективном оборудовании, в том числе субсидирование государством процентной ставки по инвестиционным кредитам, введение дополнительного коэффициента к норме амортизации, равного 2, и другие.
Каковы этапы перехода на принципы НДТ? С 2012 до 2014 годы планируется разработать всю необходимую документацию, разделить предприятия на категории и утвердить планы мероприятий по снижению воздействия.
С 2014 года мы предлагаем запретить проектирование новых объектов, не соответствующих принципам наилучших существующих доступных технологий. С 2016 года - установить запрет на ввод в эксплуатацию новых предприятий, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех, которые проектировались до изменения законодательства. И, наконец, только с 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом, если существующие предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется еще пятилетний период для ее завершения.