В Москве в УВД по ЮАО расследуется уголовное дело по п.4 статьи 159 УК РФ (мошенничество). Там фигурирует обанкротившаяся фирма "Элексброкерс", разрабатывающая нефтяные месторождения. Казалось бы, как может нефтяная компания стать банкротом? Оказывается может.
Причем случай с ней хоть и частный, но показательный для отечественной экономики. Примененная схема настолько универсальна, что с ее помощью можно развалить любое предприятие страны.
"Элексброкерс" - не мелкая компания, с 2004 года она занималась продажей нефти и нефтепродуктов. Все ее мощности находятся в Самарской области. Там она владеет нефтеперевалочной базой в селе Богатое. До недавнего времени компания работала успешно и приносила прибыль некоему Илье Карасю.
Теперь "Элексброкерс" - банкрот, в отношении него суд открыл конкурсное производство. На улице остались сотни рабочих, а областной и федеральный бюджеты - без налоговых поступлений.
Проблемы у фирмы начались, когда Карась ее продал московским бизнесменам во главе с Леонидом Масленкиным. По мнению последнего, Карась, продавая фирму, уже знал, на что идет.
- Нас просто кинули, - говорит Масленкин. - Мы думали, что покупаем успешную компанию, а на самом деле приобрели товар с колоссальными долгами и выведенными активами в общей сложности на два с половиной миллиарда рублей. Не помогла и проверка, проведенная до сделки. Водя по объектам, нам показывали скважины, технику, дорогостоящее новенькое оборудование, которое якобы находилось в собственности "Элексброкерса". На самом же деле все это было взято в лизинг.
Еще одну ошибку москвичи, по мнению Масленкина, допустили, когда разрешили Карасю остаться руководителем "Элексброкерса" на переходный период с марта по август 2008 года, пока шла сделка о покупке компании. Карась убедил их, что он компании необходим, поскольку производственный процесс сложен. Карася на время оставили у руля, тем более что перед ее продажей он взял в различных банках большие кредиты - якобы на развитие бизнеса и покупку новых месторождений.
Что произошло потом, как раз и составляет предмет уголовного дела. Как сказано в постановлении от 17 ноября 2010 года о признании Масленкина потерпевшим по делу: "В период с 20 марта по 28 августа 2008 года неустановленное лицо из числа руководителей "Элексброкерс" разработало преступный план по хищению имущества и завладению денежными средствами общества путем обмана, который заключался в том, чтобы, используя свое служебное положение, реализовать товарно-материальные ценности общества иным лицам под видом оформления фиктивных договоров с фирмами-однодневками".
То, что в постановлении витиевато написано казенным языком, поясняет Масленкин:
- Я уверен, что, расследуя дело, следователи выяснили, кто это неустановленное лицо. Пока шла сделка о покупке нами "Элексброкерса", компанией под руководством Карася отгружались нефть и нефтепродукты офшорным однодневкам или несуществующим фирмам. Параллельно с этим "Элексброкерс" не платил налоги, не выплачивал зарплаты, но получал странные кредиты, например, из Связьбанка в 2,5 миллиарда рублей. Странным кредит я называю потому, что, например, его вместе с Карасем одобрил член совета директоров "Элексброкерса" Андрей Егоров, который входил и в совет директоров Связьбанка, что нарушает закон. Кстати, когда впоследствии Связьбанк обратился к нам с иском, то не смог представить на суд ни одного подлинного векселя. Связьбанк также подделал конверт на отправку по почте заявления о включении в реестр кредиторов, хотя на деле просрочил и не отправил заявку вовремя. Интересен и кредит банка НТБ в сумме 170 миллионов рублей, полученный объединением "Элекс" под гарантии "Элексброкерс" без согласования с нами, новыми акционерами. Руководителем МО "Элекс" был все тот же Карась. Когда мы хватились и уволили Карася из "Элексброкерса", на нас тут же обрушилось сразу 158 исков от кредиторов и покупателей. Но было поздно, Карася мы уже не нашли.
Итак, схема проста. Продав фирму и получив за нее деньги, довести ее до ручки, чтобы потом заполучить ее снова за гроши. Так это или нет, следствию предстоит еще доказать, но с тех пор для "Элексброкерса" наступили черные дни. Сидя на нефти, быть в долгах как в шелках - так и до социального взрыва недалеко. О простых работниках-то кто подумал? После того как Карась инициировал своим заявлением процесс банкротства, в "Элексброкерсе" решением суда ввели арбитражного управляющего. Причем сделано это было тоже очень странно. Судья московского арбитражного суда Никифоров ввел конкурсное производство, не отменяя вынесенное ранее определение суда о запрете проведения собрания кредиторов.
Сейчас Леонид Масленкин пытается через прокуратуру и другие ведомства достучаться до закона, мол, расследуйте дело, наказывайте виновных, но дайте компании работать и рассчитываться с реальными долгами.