28.04.2011 00:20
Культура

Анатолий Малкин: Деньги - это хуже, чем советская власть

Анатолий Малкин и Кира Прошутинская на "Авторском телевидении" готовят программы "Вслух!" - про поэтов и "Жена" - про любовь
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №92 (5468)
Читать на сайте RG.RU

Автора! 

Анатолий Малкин стоял у истоков создания первой в СССР негосударственной телекомпании - АТВ. Именно он - автор ее названия. Анатолий Малкин также автор нового телевизионного направления - именно он придумал телевидение общения, с прямым эфиром и непосредственной телефонной связью с телезрителями, он применил новую информационно-телевизионную среду в популярной информационной программе "Времечко". Анатолий Малкин - один из авторов таких программ, как "Взгляд", "12 этаж", "Старая квартира", "Пресс-клуб", "Сто вопросов к взрослому", "Дежурный по стране" и многих других. 

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

28 апреля Анатолию Григорьевичу - режиссеру, продюсеру, президенту компании "Авторское телевидение" - исполняется 65. Над чем он работает сегодня и что думает о современном телеэфире - в беседе с обозревателем "РГ". 

Российская газета: Анатолий Григорьевич, в честь такой даты мы можем говорить только о вас, но я бы хотела - о телевидении. Какое оно, на ваш взгляд, сегодня, когда телевизор перестает быть центром дома, молодые люди вообще его не смотрят, а находят то, что им нужно, в Интернете? Не говоря уже о том, что содержание телеканалов тоже очень сильно поменялось.

Анатолий Малкин: Сказать, что телевизор - разный, пока еще возможно, но уже с трудом. Потому что мы имеем сейчас в большинстве своем коммерческое телевидение со всеми соответствующими ему правилами, которое борется за цифры, денежные потоки, в принципе и за аудиторию, но только именно за ту, которая дает им возможность привлечь рекламодателей. Говорят, что телевизор сейчас - это реклама и промежутки между ней. Но я бы не стал так утверждать, потому что зрители рекламу не очень любят. Поэтому скорее можно говорить о том, что телевизор сейчас не для всех. Многие его вообще не смотрят. Молодежь - иногда, и лишь некоторые каналы. 

И для детей нет телевидения! Есть Интернет, детские спутниковые каналы, в большей степени западные. Существующее телевидение совершенно не ориентировано на детскую аудиторию, потому что эти программы снижают рейтинги. Вы можете наблюдать это явление практически везде, за исключением канала "Россия 1", где есть еще "Спокойной ночи, малыши!". 

РГ: И это говорит человек, у которого в студии снимаются программы для детского канала "Карусель". 

Малкин: "Карусель" - это канал не для всех. А для тех, у кого есть спутниковая тарелка, кто имеет возможность оплатить это вещание для своих детей. Может быть, в будущем "Карусель" и станет общедоступным каналом, но для сегодняшних детей он потерян. Дети у нас сегодня воспитаны японскими, американскими и прочими "анимэ". Наши дети совершенно незнакомы с потрясающей советской мультипликацией. Лишь те родители, которые понимают, как это важно, сами покупают эти диски для своих детей. 

Нет телевидения сегодня и для стариков, старшего поколения. А их в стране очень много, миллионы. Нет передачи для пенсионеров! Поэтому они выбирают какие-то ток-шоу, смотрят кино и даже новости, но их интересами ни один канал, ни одна программа не живет. Причина - экономика. Именно поэтому нынешнее телевидение интересует лишь активная аудитория, условно говоря, люди, которым от 20 до 40 лет. 

Натуральный продукт 

РГ: А как можно сочетать авторское телевидение и коммерческое? 

Малкин: Наше ТВ сегодня коммерческое в том плане, что оно свои программы на каналы продает. Я считаю, что мы вполне успешны, поскольку имеем свою аудиторию - 10-15 миллионов человек, и этого нам вполне достаточно. Мы делаем серьезное, глубокое, хорошо проработанное натуральное телевидение. Нам просто неинтересен продукт, что делается несложно и неизобретательно, не выдуман ни сценарно, ни режиссерски. Может быть, поэтому нас не очень берут во всякие большие, денежные и приносящие доходы проекты. 

РГ: Вас это огорчает? 

Малкин: Огорчает, поскольку я не могу своим людям платить достойную зарплату. Такую, которой они достойны. Люди, которые здесь существуют, работают, в основном за интерес. 

РГ: За идею? 

Малкин: За интерес! Нам интересно выдумать-придумать, сделать, изложить, и мы очень переживаем, когда наши художественные идеи не так воспринимаются и продвигаются каналами. И телеканалов, с которыми мы совпадаем, не так много. 

Рабочий на экране сейчас - артефакт 

РГ: Один человек сказал так про канал "Культура" - гетто. 

Малкин: Перекос, конечно, резкий, но отвечу: "Нет!" Канал "Культура" - это не гетто. Это, знаете ли все громкие слова. Каждый выбирает то, что хочет смотреть. В этом плане телевидение достаточно демократично, никто ничего не навязывает. 

Мы, АТВ, делаем то, что никто сделать не может. Нас смотрят не все, а та часть аудитории, которой нужно посидеть у телевизора и потратить на него время, а не пять минут попереключать каналы. На бегу наши передачи смотреть нельзя, поскольку это некие телевизионные повести или новеллы, которые следует смотреть от начала до конца. 

А аудитория в целом сейчас выучена по-другому. Она "заточена" на просмотр громкого события, действия или скандала. Наши же передачи если и используют скандальные персонажи, то только потому, что сегодня на телевидении обходиться без ньюсмейкеров невозможно. С этим приходится мириться, хотя, на мой взгляд, телевидение совершенно ушло от поиска неизвестных лиц. Оно их - "нераскрученных" - жутко боится, поскольку думает, что теряет на этом цифры. Вот почему мы видим "пляску" одних и тех же персонажей по всем каналам, и лишь единицы, появляющихся во многом именно с нашей подачи, новых людей. Вокруг телевидения огромное пространство тех, кем оно не интересуется. Особенно это касается программ развлекательных, а их - большинство. Там, где есть публицистика и документалистика, новые лица иногда "проскакивают". Мы совершенно не видим медиков, учителей. Рабочий на экране сейчас - артефакт, который невозможно увидеть, простой нормальный человек, который у станка стоит, водит трамваи, работает в поле... Вы представляете, я сейчас "пробивал" для фильма героя штангиста, и личность без конфликтной ситуации не очень интересует вещателя. 

И это - проблема. Документального же кино нормального нет. По сути, сейчас под документальным понимается то, что в крайнем случае можно назвать каким-то уродливым сочетанием научно-популярного или фантастического кино, приправленного ходами спецэффектными. Документальное кино, основанное на судьбе человека, - это же была определенная кинематографическая культура, которую мы растеряли и которую с большим трудом пытаются возобновить отдельные люди-подвижники. 

На самом деле большая проблема сегодняшнего телевидения в том, что новое поколение идет в Интернет. Молодые люди хотят новой информации - честной, прямо сейчас и обо всем. И они не будут смотреть то, что является цензурированным подобием правды. Поэтому телевидение в этом плане будет проигрывать до тех пор, пока не изменится. Когда деньги хлынут в Интернет.

РГ: Неужели, как только деньги перейдут в Сеть, телевидение изменится в лучшую сторону? 

Малкин: У него будет шанс. Ведь деньги - это хуже, чем советская власть. Намного хуже.

Лица 

РГ: Вот вы говорили о новых лицах. Сколько же их выявило авторское телевидение, начиная с Димы Быкова ("Времечко") и до Ивана Засурского ("Пресс-клуб")? 

Малкин: Огромное количество. Мне легче сказать, кто у нас не был. Гордона у нас не было, Соловьев - тоже не наш... 

РГ: Это вы сейчас с гордостью говорите? 

Малкин: Нет. Они очень хорошие профессионалы. Я сожалею.

РГ: И Парфенов ваш, и "взглядовцы"...

Малкин: Мы их просто нашли. Дали им шанс. Это очень важно - встретить в своей жизни людей, которые могут тебе дать шанс. И они его не упустили. Леонид Парфенов, Игорь Угольников, Яна Чурикова, Яна Поплавская, Андрей Максимов, Тина Канделаки... Я даже не могу навскидку всех упомянуть. 

РГ: Мне интересно, как вы чувствуете в человеке то, что он приживется на телевидении, что его можно взять? 

Малкин: Это талант. Меньше - мой, больше - Киры (Кира Прошутинская - жена, коллега, а правильнее было бы сказать - соавтор Анатолия Малкина. - Прим. С.А.) и всех остальных атэвэшников. Мы сейчас делаем новую программу для канала "Культура", связанную со стихами. И мы мучаемся: перебираем, проводим кастинги... Мы должны сопрячь человека с аудиторией, с его коллегами. Открыть, в чем его обаяние, чтобы он был интересен зрителю. 

Условное название будущей программы - "Вслух". Турниры поэтов! Это первоначально воспринимается как возвращение в XIX век. Но нет - сегодня в Интернете огромное количество молодых поэтов, пишущих в разных стилях. На самом деле телевидение по большому счету в таких программах дает людям пространство - возможность быть увиденными, услышанными, получить публикацию. И это - самая его главная задача. Интернет для этого не подходит. Интернет - это все-таки приватное пространство. 

Жена 

РГ: Из ваших новинок меня очень интересует готовящийся проект Киры Прошутинской. 

Малкин: Это проект "Жена". О нем, скорее всего, с Кирой Александровной надо разговаривать. 

РГ: А вот я как раз хотела, чтобы вы про нее - свою жену - несколько слов сказали. 

Малкин: А что о ней можно сказать, кроме того, что она моя жена? Кира замечательная женушка, жена, подруга, товарищ, красавица, человек тонкого вкуса и удивительного такта. Потрясающий интервьюер. Высочайшего качества профессионал. Человек, который умеет брать интервью, как, пожалуй, два-три человека на телевидении, причем не только в России. Человек предельной нравственности, абсолютно ответственный. Именно она - стержень нашей компании. И в основном это она является воспитателем профессиональной среды. 

Программа "Народ хочет знать", которую делает Кира, - тяжелая в производстве. Удовольствие делать эту программу - очень относительное. А "Жена" - это будет программа, в которую разные женщины, в жизни которых были любимые мужчины, мужья. 

РГ: Это будут жены известных людей? 

Малкин: Конечно. Потому что жены неизвестных людей никому не интересны, если только они не известные жены. Нам важна женщина, которая находится рядом с очень известным мужчиной. Мы хотим понять, как люди соединяются, как расстаются друг с другом, каким образом пытаются сохранить семью? Программа будет выходить на ТВ Центре (на ТВ Центре выходят такие программы АТВ, как "Временно доступен", "Сто вопросов взрослому" и другие. - Прим. С.А.). Думаю, что "Жена" все-таки получится не продолжением проекта "Мужчина и женщина", который делала Кира Прошутинская, а чем-то более глубоким, серьезным и, может быть, провокационным. 

"Подстрочник" был толчком 

РГ: На меня большое впечатление произвел ваш фильм "Андрей и Зоя", только что показанный на "Культуре". 

Малкин: Андрей Андреевич Вознесенский - это поэт, который был со мной всю мою жизнь, начиная с юности. Эта картина была мучительная, тяжелая работа, которая совпала с пожарами, со смогом… Все длилось полтора года. Окончание работы совпало со смертью Андрея Андреевича. Зоя Борисовна - очень непростой человек, много знающий. Иметь такую память, энергетику, отношение к людям - это дорогого стоит. Отсняли очень много, часов 15 смонтировали, но выбрали из них четыре серии. Сделали традиционными методами. Абсолютно строгую картинку, хотя и очень изысканную. Считаю, что хорошо получилось по интонации. 

У нас нет покупной массовки 

РГ: Как журналист, не могу не спросить про второе рождение программы "Пресс-клуб" - сейчас ее ведет Иван Засурский. 

Малкин: Мы поначалу выбрали того парня, который написал "Метро 2033", - Дмитрия Глуховского. Он провел несколько выпусков, и мы поняли, что парень хороший, но не ведущий ток-шоу. А Иван - энциклопедически образованный человек, чрезвычайно интересного характера, очень непростой. Но телевизионно-харизматичный - на него интересно смотреть. Ведь это важно, чтобы на телевидении возникали эмоции. Если зритель не спорит, если он не ругается с вами, если он не поддерживает вас, то вы - не ведущий. Ведущий ведет. Он не просто ведет программу, но еще и идею, мысль... 

АТВ - очень серьезная телевизионная структура, которая очень много дает, прежде всего тем, кто в ней находится. Не говоря уже о наших программах, которые выбирает зритель. Мы видим и чувствуем этого зрителя, мы знаем его. У нас нет покупной массовки, потому что к нам приходят люди, чтобы посидеть и послушать. Они просятся на съемки программ, записываются в очереди. Мы производим качественный, настоящий телевизионный продукт. Я считаю, в этом наша задача и в этом наша миссия. Мы все это проделали не зря! 

Вопрос - ответ 

Дежурный по Жванецкому 

РГ: А за Жванецкого вы "получаете по голове"? 

Малкин: Нет. "Дежурный по стране" - это проект наш и канала "Россия 1". Существование этой программы - заслуга Олега Добродеева. Это говорит о том, что человеческое содержание в нашем телевидении существует, и люди понимают, что есть истина, а что нет. Не дать делать такую программу такому талантливому человеку, как Жванецкий, означало бы, что наше телевидение - мертвая зона. Мы из этой программы практически ничего не вырезаем. Канал - тоже. И ни разу за Жванецкого мы не "получали по голове". 

Программы 

Анатолий Малкин - автор и соавтор более 130 телевизионных программ, среди которых "Взгляд", "12 этаж", "Старая квартира", "Оба-на", "Временно доступен", "Сто вопросов к взрослому", "Дежурный по стране",  "Мужчина и Женщина", "Ночной полет", "Иванов, Петров, Сидоров", "Акуна-Матата", "Детектив-шоу", "В поисках утраченного", "Чтения. Уроки русского", "Что делать?", "Эх, Семеновна!", "Народ хочет знать". 

ТВ и сериалы