В конце марта Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект N 482298-5 "Об аквакультуре".
Основной целью документа является регулирование отношений, связанных с искусственным выращиванием рыбы и морепродуктов. Однако многие законодатели утверждают, что документ требует существенной доработки. С этой целью при Комитете Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии создана специальная группа. Мы попросили рассказать о задачах законопроекта руководителя рабочей группы, депутата Госдумы Виктора Казарина.
Мы ищем по морям, они - выращивают
Российская газета: Виктор Николаевич, как в сравнении обстоит дело с аквакультурой у нас и в других странах?
Виктор Казарин: Подавляющее большинство развитых стран уже более 25 лет заменяют традиционный вылов рыбы и морепродуктов их производством. Там успешно функционируют комплексы, где выращиваются крабы, рыба и прочие полезные морские обитатели. Если в 1970 году на разведение товарной аквакультуры приходилось только 3,9 процента мирового улова, то в последние годы уже около 48.
Важным направлением рыбоводства является выращивание на специальных подводных фермах наиболее ценных в пищевом отношении осетровых и лососевых видов рыб. Сотни таких ферм действуют в Китае, Норвегии, Японии. В КНР, к примеру, таким образом производят порядка 39 млн тонн продукции в год, или около 70 процентов общего улова. В Норвегии в прошлом году фермерские хозяйства поставили на рынок свыше 700 тыс. тонн рыбной продукции.
В России же все пока происходит наоборот. За те же 25 лет, по данным минсельхоза и Росрыболовства, производство аквакультуры и марикультуры сократилось почти в пять раз - с 500 тыс. до 114 тыс. тонн. Между тем Россия располагает самым крупным в мире фондом рыбохозяйственных водоемов. В федеральной собственности находится 22,5 млн га озер, 4,3 млн га водохранилищ, около 1 млн га сельскохозяйственных водоемов комплексного назначения, 142,9 тыс. га прудов и 523 тыс. км рек. Прибрежная зона морей России включает участки площадью 400 тыс. кв. км, пригодные для искусственного выращивания рыб и морепродуктов.
РГ: И как нам преодолеть этот очевидный кризис аквакультуры?
Казарин: Сейчас эта проблема взята под особый контроль руководства страны. Разработана "Стратегия развития аквакультуры в России на период до 2020 года", которая определяет основные направления долгосрочной политики государства в этой области, с учетом природных и социально-экономических условий, складывающихся в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах страны.
Важным шагом в развитии стратегии может стать создание биотехнопарков, работающих на основе высоких технологий. Уже разрабатывается проект создания сети морских биотехнопарков в Приморье, на Сахалине и Камчатке. В ряде регионов создаются цеха и плантации по разведению различных видов биопродуктов.
Учетная форель
РГ: Тем не менее потребовался специальный закон, чтобы решить эту проблему. С чем это связано?
Казарин: Это нужно, чтобы комплексно подойти к решению проблемы, преодолеть различные бюрократические рогатки чиновников на пути реализации актуальных проектов, к примеру, биотехнопарков. Теперь аквакультура получит законодательный статус, и вопрос выращивания рыбы и морепродуктов в прибрежных территориальных водах приобретет государственное значение. Появление подобного закона позволит создать сотни предприятий, которые займутся выращиванием традиционных объектов аквакультуры, таких как форель, трепанг, треска, гребешок. Основная роль законопроекта - выделение аквакультуры в отдельное направление хозяйственной деятельности. Сейчас в стране нет аквакультуры, есть только энтузиасты, которые пытаются ее создать.
РГ: Не вызовет ли новый проект очередного скандала, как это было с попыткой обложить оброком любителей с удочками?
Казарин: В отсутствие нормативно-правовой базы компании, которые разводят рыбу, сталкиваются с рядом сложностей. В том числе и с тем, что они не могут ограничить любительское рыболовство на тех водоемах, где осуществляется товарное выращивание. Таким образом, теряется экономическая привлекательность рыбоводства. В проекте закона заложена норма, позволяющая передавать акватории концессионерам в длительное пользование для создания хозяйств по выращиванию аквакультуры. Это позволит бизнесу активнее инвестировать в развитие. В Приморском крае уже 36 хозяйств занимаются разведением морских биоресурсов, однако они вынуждены работать фактически нелегально из-за отсутствия законодательной базы.
В нашей стране ежегодно можно искусственно выращивать 3 млн тонн рыбы против сегодняшних 150 тысяч. Пока у нас импорт морепродуктов преобладает над экспортом. Более того, поставки свежей рыбы и продукции аквакультуры в Россию ежегодно обходятся бюджету примерно в 1,7 млрд долларов.
РГ: Что не понравилось депутатам в документе, пришедшем из правительства?
Казарин: Сфера законопроекта является принципиально новой для нашего законодательства и фактически создает с нуля систему государственного регулирования для перспективного направления развития отечественного рыбного хозяйства. Законопроект, представленный к первому чтению, представлял собой скорее рамочный документ и не содержал многих важных моментов. Они в качестве замечаний и дополнений поступают в Госдуму от органов государственной власти, субъектов Федерации, объединений отрасли и иных заинтересованных организаций и специалистов. Работа над совершенствованием проекта продолжается.
Аквакультура - вид деятельности по разведению, содержанию и выращиванию рыб, других водных животных и растений, осуществляемый под контролем человека, с целью пополнения промысловых запасов водных биоресурсов и получения товарной продукции.