Вступило в силу очень интересное и крайне важное решение Верховного суда РФ, которое касается запрета на работу для человека, больного ВИЧ.
Высшая судебная инстанция страны постановила, что больные ВИЧ летчики могут садиться за штурвал, несмотря на инструкцию своего ведомства, которая подобное делать запрещает.
Запрет на полеты содержится во внутреннем документе - приказе министерства транспорта.
Теперь после этого решения суда ведомство обязано будет отменить незаконную норму. Такому решению Верховного суда предшествовала долгая и непростая борьба и самого летчика, и судей с чиновниками.
Дело в том, что положительное решение по заявлению пилота Верховный суд был вынужден принимать дважды.
Это дорогая победа не только самого заявителя, но и тех, кого он может никогда не узнать. Ведь подобный вердикт открывает путь к работе многим из тех граждан, кому подобные внутренние распоряжения по ведомствам не давали заниматься любимым делом.
Пилот, фамилия которого по понятным причинам не называется, работал в "Аэрофлоте", летал давно и считался хорошим, опытным специалистом. Но случилось несчастье - у него нашли ВИЧ-инфекцию. Летчика после страшного диагноза отстранили от работы.
Подобный запрет на профессию содержит пункт 42.1. приложения N 3 к Федеральным авиационным правилам о медосвидетельствовании летного и диспетчерского состава.
В этом пункте приложения дословно сказано: "граждане с заболеванием СПИД и вирусоноcительством не пригодны к работе пилотов всех видов авиации".
Летчик, которого эти слова касались напрямую, посчитал, что это положение нарушает его право на труд. Разобраться ему помог суд.
Высшая судебная инстанция страны в феврале 2011 года вынесла решение, в котором согласилась с позицией заявителя. Суд разрешил ВИЧ-позитивным управлять самолетами.
Но тут возмутилось ведомство, издавшее приказ. Министерство транспорта РФ обжаловало разрешительное решение.
Представители минтранса, выступая в суде , убеждали сидящих перед ними судей, что появление на борту больного летчика ставит под угрозу жизни пассажиров. А вдруг состояние здоровья пилота ухудшится? Именно поэтому, на их взгляд, запрет пилотам на допуск к полетам правилен и оправдан.
Ильнур Шарапов, представляющий в суде интересы летчика, утверждал прямо обратное - ВИЧ и СПИД - разные понятия. Защитник доказывал, что принимаемые антиретровирусные препараты останавливают развитие ВИЧ-инфекции в организме, предотвращают ее развитие в стадию СПИДа.
Сам заявитель уверял, что может работать и он безопасен. И у него нет никаких проявлений сопутствующих заболеваний.
Кроме этого пилот добавил, что по остальным показателям он был признан годным к полетам.
В результате суд принял сторону пилота. Что главное сказал суд?
По закону о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции права и свободы граждан могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом. Высшая инстанция подчеркнула - не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу или в образовательные учреждения, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных из-за наличия у них этой болезни. Поэтому оспариваемый пункт приказа минтранса признается недействующим.