28.04.2011 00:10
Общество

Социологи не нашли среднего класса в России

Социологи изучили, каким вышел из кризиса российский средний класс
Текст:  Адиля Зарипова
Российская газета - Федеральный выпуск: №91 (5467)
Читать на сайте RG.RU

Российское общество не состоялось как общество потребления, показывают результаты исследований ФОМ и Института общественного проектирования.

- Социологи уже давно ищут в России средний класс - кое-кому это даже удавалось, но до сих пор мы не смогли достоверно описать и измерить его, - рассказала на презентации исследования директор по исследованиям ФОМ Елена Петренко. - Поэтому в новом проекте мы разделили все взрослое население страны на пять ресурсных типов и тщательно проработали данные по каждому из них.

Специалисты ФОМ разделили трудоспособных россиян на три группы: высокоресурсных, которых оказалось 17 процентов всего взрослого населения, среднересурсных - 35 процентов и низкоресурсных - 21 процент. Неработающие пенсионеры распались на две группы - среднересурсных и низкоресурсных.

- При делении мы учитывали не только толщину кошелька, но и уровень образования, социальное положение, возраст, место жительства, даже опыт пользования современными практиками - Интернетом и новейшей техникой, - говорит начальник лаборатории анализа данных ФОМ Ефим Галицкий. - В результате оказалось, например, что среди высокоресурсных россиян 35 процентов не могут позволить себе покупку крупной бытовой техники, конечно, если не оформляют кредит и не откладывают деньги заранее, а дипломом вуза могут похвастаться только 63 процента.

Результаты исследования заставляют сомневаться, что российское общество состоялось как общество потребления: всего один процент наших соотечественников могут позволить себе купить квартиру или дом без опасений расплачиваться всю жизнь, у 43 процентов не хватает средств на бытовую технику, а для 38 процентов даже покупка одежды или обуви превращается в проблему.

Опросы показывают, что люди с хорошим доходом и образованием чаще ощущают потребность быть любимым, слушают духовную музыку, хотят больше знать о религии.

- Это разрушает распространенное мнение, что к религии в первую очередь приходят люди бедные, - говорит координатор службы социально-религиозных данных "Среда" Алина Багрина. - Кроме того, обеспеченные россияне чаще других говорят, что готовы объединяться с единомышленниками ради достижения общих целей.

Однако, как отмечают социологи, россияне с хорошим доходом и образованием, хоть и проявляют интерес к политике и религии, говорят о высокой значимости для них духовных ценностей, часто не могут определиться со своей позицией как в политической, так и в духовной жизни.

Социология