Прожив десять лет в хуторе Старая станица Ростовской области, родив здесь сына и вырастив дочь, супруги Сметанюк и их дети вдруг перестали быть гражданами России.
Без паспорта
Уже четвертый год Дмитрий и Светлана Сметанюк пытаются решить проблему, возникшую как гром среди ясного неба: их российские паспорта были признаны недействительными, хотя в свое время они получали их с соблюдением всех букв закона в районном подразделении внутренних дел.
Чиновники поставили на одну чашу весов долгие годы жизни законопослушной и трудолюбивой семьи в сельской глубинке, их положительные характеристики с места работы и учебы, а на другую - справку десятилетней давности, выданную в Казахстане. Как оказалось, последняя оказалась весомей.
В 2000 году Дмитрий и Светлана, чьи родители в свое время осваивали целину, с маленькой дочкой переехали из бывшей советской республики на постоянное место жительства в донской хутор Скородумовка, позже переименованный в Старую станицу, где жили их родственники. Покидали Казахстан они не от хорошей жизни.
- Почему русские уезжали тогда из Средней Азии? Разруха была страшная, - вспоминает Дмитрий Сметанюк. - Мы жили без света, тепла и зарплаты. Ко всему этому в республике расцвел национализм, кто мог, уезжал в Россию-матушку.
Супруги написали заявление об отказе от казахского гражданства в органы милиции Кокчетавской области. Чтобы ускорить процесс, обратились в местное российско-славянское общество "Лад", рекламировавшее себя как организацию, оформлявшую переселенцам документы в российском посольстве в Алма-Ате.
В России Дмитрий сдал свой казахский паспорт, Светлана - красный советский. Чтобы обосноваться, купили ветхий домик, где и живут до сих пор. Более полугода правоохранительные органы Ростовской области проверяли данные переселенцев. Только в конце осени 2000 года супругам выдали российские паспорта.
Глава семейства устроился преподавать технологию (труд) в сельскую школу, нашла себе дело и Светлана. Дочь Галина пошла во второй класс, а вскоре родился ее брат Максим. Позже Дмитрию доверили работу в местной избирательной комиссии.
Превращение в нелегалов
Пять лет назад 14-летней Галине Сметанюк пришло время получать паспорт. И тогда к семье нагрянула беда: на запрос о родителях девушки в российское посольство в Казахстане оттуда пришел неожиданный ответ - под указанными номерами в справках о приобретении гражданства РФ десятилетней давности записаны другие фамилии.
После этого российские паспорта Дмитрия и Светланы признали недействительными. Миграционные чиновники обратились в прокуратуру, чтобы привлечь "нелегалов" к ответственности, но в ОВД по Каменскому району в возбуждении против Сметанюк уголовного дела было отказано. Тем не менее, законопослушная семья подверглась унизительной процедуре установления личности путем опроса свидетелей.
Дмитрий и Светлана не раз обращались в районное отделение миграционной службы за несколько десятков километров от их хутора, в региональное и федеральное управление ФМС и в более высокие инстанции. Но в ответ получали отписки: "разобраться и взять под контроль", "разобраться и взять под строгий контроль". Почтальоны трудились, но проблема с мертвой точки не сдвигалась.
Непростое положение Сметанюков усугубилось, когда дочери пришла пора сдавать единый госэкзамен. В администрации школы заявили, что девушку к ЕГЭ без паспорта не допустят. Напуганные родители обратились в районный отдел образования, чиновники которого - практически единственные во всей этой истории - отнеслись к проблемам семьи не бездушно. За день до экзамена пришло сообщение, что Галину к нему допускают. На ЕГЭ выпускница получила высокие баллы, позволяющие ей поступить в вуз, о котором мечтала - авиатехнический институт. Но как туда попасть без паспорта?
- За несколько месяцев до 18-летия дочери мы были в паспортном столе чуть ли не каждую неделю, собрали все справки, большинство из них платные, заплатили госпошлину по две тысячи на человека, отправили пакет с документами. Решили - наши мытарства закончились, но обманулись, - говорит мать девушки.
Тогда супруги пошли на крайнюю меру - отправили дочь в Алма-Ату за получением теперь уже казахского гражданства, чтобы у девушки был хоть какой-то документ, удостоверяющий личность. Деньги на дорогу выделил сельский глава.
- Галя стала гражданкой республики в течение двух недель. Ребенок живет в Казахстане у дедушки, но хочет вернуться домой, чтобы учиться в институте. Но здесь она не сможет поступить в вуз, пока не получит российское гражданство, в республике ей тоже некуда податься - не знает национальный язык. У дочки жизнь ломается, - со слезами на глазах продолжает Светлана.
Больше всего в этой истории поражают бюрократические казусы.
- Наверное, есть и наша вина в том, что справка из Казахстана оказалась подложной. Но значит, должны держать ответ и те, кто выдавал нам паспорта десять лет назад, - замечает глава семейства. - Семь лет я был членом избирательной комиссии, получается, надо признать все выборы, которые прошли у нас за эти годы, недействительными, так как я не имел права как не гражданин выполнять эти обязанности.
Граждане чиновники
Логика "неграждан" Сметанюк намного убедительнее, чем чиновников, к которым корреспондент "РГ" обратился за комментариями. Начальник отделения миграционной службы по Каменскому району в хуторе Глубокий Константин Войнов, назначенный полгода назад, заявил, что о проблеме Сметанюк он наслышан. Его подчиненный инспектор Константин Разыгрин признал, что общался с супругами Сметанюк не единожды, и возмущен тем, что их дочь поехала получать казахское гражданство. Хотя, утверждают родители Галины, так поступить им посоветовали в том же ФМС. Инспектор заверил, что вопрос Сметанюк решаем, но сначала им надо еще раз собрать пакет документов, чтобы получить разрешение на временное проживание с учетом квоты.
- Их надо признать лицами без гражданства или они должны предоставить казахские паспорта. Если у них их нет, то Сметанюк надо поехать в посольство Казахстана в Москву, написать там заявление о том, чтобы им выдали справки, что они не являются гражданами Казахстана. Потом поехать получить эти документы, - рассказал паспортист.
А если человек серьезно заболел, стал инвалидом или у него просто нет денег на поездки в столицу, как быть в такой ситуации?
- Мы действуем в соответствие с законом РФ, - стандартно заверили чиновники.
Как оказалось, проблемой гражданства мучаются не только Сметанюк, но и другие хуторяне, переселившиеся из Казахстана. Бывшая ученица Дмитрия Мария Харламова приехала в Ростовскую область в трехлетнем возрасте с отцом и матерью. Оформляя российское гражданство, родители по незнанию не вписали дочь в документы, и сейчас она также оказалась "не гражданкой".
Денис Килевник, заместитель начальника управления федеральной миграционной службы по Ростовской области:
- Десять лет назад вопросами гражданства занималась паспортно-визовая служба в составе областного ГУВД. Почему ее сотрудники сразу не проверили справку из Казахстана, я не знаю. У нас десятки тысяч людей оказались в подобной ситуации после распада Советского Союза. На федеральном уровне уже не первый год рассматриваются вопросы по регулированию статуса таких граждан. Законодательство о гражданстве очень сложное, много нюансов, поэтому в каждом случае надо разбираться отдельно. Сами понимаете, как законотворчество происходит на федеральном уровне, это вопрос не одного дня и даже года. Я закон о гражданстве не писал, поэтому мне трудно объяснить, почему такая бюрократия.