"Мария! Почитал я, что вы пишите про любовь, эрос, тайну пола, страх и боль потери второй половины, человеческую смертность, почитал и решил разобраться во всем самостоятельно.
Плодитесь
и размножайтесь
Разобраться с самого начала. Причем честно старался отнестись к древней сказке про Адама и Еву без предубеждений. Но я человек логики, поэтому у меня сразу возникли вопросы. Надеюсь, Вы не станете от них увиливать и четко, без обиняков на все ответите. Начну с простенького.
Бог, как только сотворил людей, сразу сказал им: "Плодитесь и размножайтесь!" По ходу, хотя напрямую об этом в Библии нигде не написано, сотворил он людям и все положенные для сего причиндалы, включая инстинкт влечение к противоположному полу, как Вы это верно заметили в статье "Битва полов" ("РГ-Неделя" N5252).
Больше того, когда бог создавал Адама, он посмотрел на него и решил: "Нехорошо быть человеку одному", и создал женщину. То есть женщина cо дня творения предназначалась для того, чтобы скрасить одиночество мужчины.
Про женщин песня отдельная, к женщине я еще вернусь, а пока вопрос. Почему, с одной стороны "плодитесь и размножайтесь", а с другой, чуть только человек приступит к самому процессу, сразу злобный окрик: "Не прелюбодействуй!", "Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своем", и вообще, человек "во грехе зачат"? Зачем и кому это надо, чтобы каждый раз, предаваясь естественным земным радостям, человек чувствовал, что совершает грех, и испытывал чувство вины?
Едем дальше. Бог создал женщину. Не будем придираться к тому, что женщину он создал из ребра - мужского. No problem, в конце концов, овцу Долли яйцеголовые шотландцы вааще клонировали из ядра самой обычной, ничем не примечательной клетки вымени, к тому же замороженной - отметим только, что за шесть с чем-то тысячелетий технологии производства самок млекопитающих шагнули далеко вперед. Из ребра, так из ребра. Хотя, на мой вкус, бог мог бы взять для производства "помощницы человека" кость, в которой есть хоть немного мозга.
Ладно, проехали, но дальше стоп - полный абзац. Создал бог женщину, поселили этих двоих в раю - живи, наслаждайся, и тут-то начинается второй акт нашего Марлезонского балета - выход змия. Хотя нет, буду точным, сначала бог говорит Адаму: "Со всех деревьев в саду ешь, а от дерева познания добра и зла ни-ни. Иначе все, кирдык хана - "смертью умрешь". Причем что такое смерть, и как так умирают, бедолага Адам ни в зуб ногой, зато само смертоносное деревце, как назло, в самом центре Эдема маячит. И вот тут, Мария, у меня к Вам сразу несколько вопросов.
Познание с летальным исходом
Предположим, у Вас есть дети, любимые дети. Вы накрыли дома стол, выложили там всяких вкусностей-деликатесов: ешь-пей - не хочу! И при этом в самый центр стола зачем-то поставили бутыль порта "Три топора". Сервировали, значит, столик. Сервировали и зовете деток, говорите: "Любимые детки! Ешьте, пейте - все можно. Только вот эту бутылочку не троньте. Потому как только пригубите от неё, сразу познаете, что такое добро, а что зло, - кто пробовал, не даст соврать: истину глаголю! - причем, возможно даже, что познание это будет с летальным исходом!" Честно предупредили деток и уходите - гулять в прохладе дня.
Мария, не догадываетесь, что Вас ждет, когда, нагулявшись, вернетесь домой? И что Вы, признайтесь мне, станете делать? Накажете страдающих ни па деццки оглоедов? Выгоните, вкусивших зло, на обдуваемую всеми ветрами улицу? Из дома прочь, в глухую ночь? Или все-таки, обмоете их пьяные рожи, промоете их несчастные желудки и уложите баюшки, а сами, не откладывая в долгий ящик, примитесь за влажную уборку квартиры, размышляя: "Похоже, с портвейном это я маху дала, сама накосячила!".
Выход змия
Что же делает бог? Рассказав, про древо познания добра и зла, спокойно удаляется, оставив деревце в самом центре сада - без присмотра. Вот тут-то, как и обещали, выход змия - с чечеточкой. Кстати, а Вам понятно, зачем было змия вообще в сад пускать? Если додумаетесь, не держите в себе, поделитесь.
Ладно, бог предупредил и с чистой совестью удаляется, а змий, ясное дело, наоборот, тут же появляется, и не будь дураком - прямо к Еве: про мозги мы с Вами уже говорили! И понеслось!
"Правда ли бог сказал, чтоб Вы не ели ни от какого дерева в раю?", - это змий, сразу в атаку.
"Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть..." - оправдывается дурища.
"Да, нет, не волнуйтесь, не умрете! - убеждает змий, - Наоборот, в тот день, когда Вы вкусите плоды, откроются Ваши глаза, и станете Вы сами, как боги, знающие, добро и зло..."
Змию, как и продавцу китайского барахла на Казанском вокзале, главное - клиента уболтать. Ева же, понятное дело, ни про Казанский вокзал, ни про качество китайской электроники, ни про НЛПИ ни сном, ни духом. Ее не предупредили, посему со змием она в диалог вступила и на гадскую рекламу повелась. Причем мало того, что сама повелась, так еще и Адама соблазнила: мужик не при чем был - что ему Ева дала, то он и ел.
От Бога в кусты
Итак, вкусили они плоды с древа познания добра и зла, и, как сказано, открылись у них глаза, и поняли они, что нагие, и сшили себе опоясания. Попутно замечу, что и в наши дни такое не редкость: бывает, открытие, что ты оказался с голым задом, и запоздалое понимание того, что, наконец-то, знаешь, где добро, а где зло, приходят к вам одновременно.
Но вернемся к Адаму с Евой. Увидели они, что нагие, кой-как, со стыда прикрылись, и тут - хрясь! - бог вернулся, Адама к себе требует. Адам, кстати, не совсем пропащий был - стыдно ему стало, что запретный плод схарчил, чувство вины его гложет, не идет он к богу, в кусты прячется. Но от бога не спрячешься. Провел бог по-скорому дознание и приговор свой вынес.
Первым под раздачу змий попал: за то, что тот сделал, бог змия проклял и пообещал, что отныне змий будет на брюхе ползать - не до чечеточки! - и прах есть. Ах, да, еще пообещал, что змей с людьми враждовать будет, и, в конце концов, человек ему головку-то и свернет. Ну, змею так и надо, пусть о нем серпентологи плачут, но змеем бог не ограничился. И дальше у меня, Мария, одни вопросы.
Помните, я Вам пример про портвейн "Три семерки" приводил, и спрашивал, что Вы с любимыми детьми сделаете, после того, как они йад из запретной бутылочки вылакали? Вспомнили? А теперь давайте посмотрим, как бог с Адамом и Евой поступил. Как говорится, дословно, без комментариев.
Проклятая земля
И сказал бог Еве: "Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою".
И сказал бог Адаму: "За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься".
Одним словом, кары такие, что желание шутковать напрочь пропадает. Но и это еще не все.
"И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни".
Мария, верите, пока слова этого наказания в ворде набирал, аж дрожь меня бить начала! Нет, правда, кроме шуток! Вы мне объясните, за что ж суровость такая? Ладно, Еву сослать, пусть и Адама с ней - все ж не чужая ему, плоть от плоти! Но землю зачем проклинать? А потомки этой клуши, чем виноваты? За что им мучиться? Почему с тех пор все человечество страдать должно?.. Вопросы, вопросы. Надеюсь, Мария, Вы от ответов уклоняться не станете."
Искренне Ваш,
Хрюн Маржовый
(орфография автора)
И Вам здравствуйте! Думаю, что про то, почему библейский царь Давид в знаменитом пятидесятом покаянном псалме со скорбью воскликнул: "я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя!", почему в заповеди сказано: "Не прелюбодействуй", и является ли плотская любовь грехом, мы поговорим позже. Потому что, начинать надо, как Вы верно заметили, с начала начал. То есть с сотворения человека, грехопадения и изгнания из рая. А для этого - и тут Вы тоже правы, необходимо обратиться к Библии. А если точнее, к ее первой, древнейшей книге - Книге Бытия.
Но чтобы это обращение было серьезным и принесло нам не вред, а пользу, следует при чтении руководствоваться не столько бытовой, житейской, а, значит, поверхностной логикой, сколько знаниями, накопленными человечеством - откровениями святых, комментариями богословов, переводчиков, историков.
Но и это не все. Обращение к Священному Писанию требует особого духовного настроя. Святитель Иоанн Златоуст советовал: когда сядешь читать Священное Писание, то прежде помолись Богу, чтобы Он отверз твои очи сердечные - ну, подобно тому, как перед исповедью мы молимся, прося "Господи, даруй мне зрети мои прегрешения". И неслучайно существуют специальные молитвы, произносимые перед чтением Святого Писания. Одна из них очень краткая и звучит так: "Господи Иисусе Христе! Отверзи мои очи сердечные, чтобы услышать мне слово Твое и уразуметь его и исполнить волю Твою".
История грехопадения - это не просто трагедия, которая, быть может, происходила - где-то, когда-то... Если бы! Мистерия грехопадения разворачивается здесь и сейчас, с каждым из нас. Потому что здесь и сейчас перед каждым из нас стоит выбор: с кем мы, с Богом, дарующим жизнь, или с лукавым искусителем Эдемского сада, зовущим: "Ослушайся! Стань как бог! Попробуй!"
Адрес для писем: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993,
Редакция "Российской газеты", или pisma-maria@mail.ru