28.04.2011 00:10
Экономика

Польша предложила ряд транспортных проектов для реализации в России и Беларуси

Союзное государство привлекает европейских инвесторов и экспортеров
Текст:  Алексей Чичкин (chichkin@rg.ru, Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №16 (500)
Читать на сайте RG.RU

Состоявшееся в Совете Федерации РФ заседание оргкомитета экономического форума регионов России и Польши, намеченного на конец мая, подтвердило обоюдный интерес в участии Союзного государства в сотрудничестве с Польшей.

Сергей Аристов, статс-секретарь - заместитель министра транспорта РФ, поясняя ситуацию, подчеркнул: "Польская сторона предлагает ряд общерегиональных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры, включая проект скоростной железнодорожной магистрали Варшава - Минск - Москва. По расчетам, объем перевозок здесь вскоре увеличится примерно на 70 процентов, поэтому требуется лучшее обеспечение спроса на эти перевозки".

Как отмечалось на заседании оргкомитета, география российско-польских связей предопределяет: многие польские экономические предложения для России нацелены также на вовлечение Беларуси в такие связи. Во-первых, до трети грузоперевозок между Россией и Польшей, а также экспорта российской электроэнергии в Польшу и Литву осуществляется через Беларусь. Во-вторых, наименее затратный и самый короткий путь поставок российского газа в Польшу и другие страны Центральной Европы - газопроводный проект Ямал - Беларусь - Европа-2. В-третьих, южнобелорусский Днепровско-Бугский канал, "впадающий" в Транспольский водный путь до Одера, по кратчайшему пути соединяет весь западный регион СНГ с Центральной Европой. В-четвертых, есть проекты сквозного железнодорожного и водно-транспортного сообщения в Неманском бассейне - между Калининградской областью, Северо-Восточной Польшей (Сувалкия) и Западной Беларусью. И, наконец, в-пятых, сопредельные регионы России, Беларуси, Польши и Литвы участвуют в Зоне трансграничного экономического сотрудничества - еврорегионе "Неман".

Те же тенденции - в белорусско-польских связях. В ходе недавней встречи в Могилеве с польскими СМИ председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Николай Дудинский заявил, что на Могилевщине ныне зарегистрировано 15 предприятий с польским капиталом. А по данным гендиректора ГПО "Белэнерго" Алексея Ширмы, в 2011-2015 гг. будут построены Гродненская и Немновская ГЭС на Немане, вблизи границ с Польшей и Литвой, общей мощностью 37 МВт. Кроме того, Беларусь прорабатывает вопрос электроэнергетического соединения с Польшей по ЛЭП Россь - Белосток и соседним электросетям. Этот проект, по словам А. Ширмы, "по-прежнему актуален, ныне ведутся переговоры с инвесторами".

Между тем страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), не участвующие в ЕС и еврозоне - Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн, заинтересованы в зоне свободной торговли с Союзным государством и Таможенным союзом Беларуси, России и Казахстана. В Алматы (Казахстан) завершился второй раунд переговоров по такой зоне между ЕАСТ и Таможенным союзом. Обсуждались вопросы режима взаимных торговых связей, унификации санитарного контроля за товарами взаимной торговли, единых правил определения страны происхождения товаров и услуг. По данным делегации ЕАСТ, "раунд проведен конструктивно, учитывая обмен подробной информацией и выпуск совместных текстов (проектов решений по согласованным вопросам. - Прим. ред.). Третий раунд запланирован в Женеве на конец августа.

Общий объем торговли между Таможенным союзом и ЕАСТ постоянно растет, в 2010 году он достиг 8,1 млрд долларов. Эти данные подтверждают долговременные планы Норвегии, Швейцарии, Исландии и Лихтенштейна, не заинтересованных в подчинении финансово-экономическим интересам Евросоюза, к экономическому партнерству с Союзным государством, странами Таможенного союза.

Железные дороги Польша Союзное государство России и Беларуси