В правительстве готовится базовый документ - "Основы экологической политики России на период до 2030 года". Документ не просто формирует политику государства в этой сфере, он вводит ориентиры для совершенствования законодательства и новые принципы устойчивого развития. Сейчас проходит согласование пакет из восьми законодательных документов, касающихся совершенствования системы нормирования и экологического стимулирования в области охраны окружающей среды, экологического аудита и других не менее важных проектов. Что предлагается изменить в экологическом законодательстве? Как будет проходить переход предприятий на принцип наилучших доступных технологий? Об этом рассказывает министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев.
За десять лет экологическая ситуация в нашей стране остается стабильной. Объемы выбросов загрязняющих веществ в воздух, сбросы в водные источники практически не изменились. В последние годы повысился только уровень образования отходов. Мы не можем назвать эту стабильность благоприятной, поскольку сегодня около 10 млн россиян проживает на территориях с высоким уровнем загрязнения окружающей среды.
Система государственного регулирования охраны окружающей среды в России разрабатывалась в 1980-х годах на основе эколого-экономических моделей того времени. Очевидно, что она устарела.
Какие накопились проблемы? Прежде всего система нормирования негативного воздействия на окружающую среду субъективна и позволяет предприятиям неограниченно загрязнять воздух, воду, почву. Существующая сейчас плата за негативное воздействие минимальна и не индексировалась с 1991 года. Она не стимулирует предприятия внедрять "зеленые" технологии. Нет механизма ликвидации накопленного экологического ущерба. Не обеспечены условия для создания бизнес-среды в сфере переработки и утилизации отходов. Практически ликвидирован институт государственной экологической экспертизы, так как в действительности он затрагивает только 5% всех объектов.
Минприроды России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовило пакет из восьми экологических законопроектов, охватывающих различные стороны отношений человека и природы. Большая часть из них уже согласована и внесена в правительство.
Предприятия-загрязнители поделят на три категории
Самый важный законопроект - о нормировании и экономическом стимулировании. Действующая сегодня система нормирования негативного воздействия основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе и воде. Ее основные недостатки в том, что она, с одной стороны, предъявляет избыточно жесткие требования (нормируются более 2000 загрязняющих веществ), с другой стороны - субъективное решение чиновника позволяет устанавливать любой лимит. Такая конструкция законодательства приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, отчисляя в бюджет незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие, и не имеют никаких стимулов к модернизации.
Что мы предлагаем? Прежде всего - разделить предприятия на группы по степени воздействия на окружающую среду. Это целесообразно, поскольку из миллиона всех наших предприятий за 99% выбросов и сбросов отвечает только 11,5 тысячи.
700 тысячам организаций, которые незначительно воздействуют на природу, мы предлагаем перейти на декларирование, а для 290 тысяч с умеренным воздействием нормативы будут устанавливаться по факту сбросов и выбросов при наличии программ снижения негативного воздействия на природу. Таким образом, мы снимаем административные барьеры, уменьшаем количество справок и бумаг для большинства предприятий.
Что же касается оставшихся почти 11,5 тысячи опасных экологических объектов, которые являются основными загрязнителями окружающей среды, то по отношению к ним законопроект планирует переход на принципы наилучших существующих доступных технологий (НДТ). При выборе этого принципа мы опирались на мировой опыт.
Что же такое "наилучшие доступные технологии"? Это технологии, которые уже внедрены на одном или нескольких предприятиях и предлагаются к использованию. Для каждой технологии существуют показатели выбросов, сбросов, потребления воды и энергии, в расчете на единицу произведенной продукции. Они формируют новую систему технологического нормирования для крупных предприятий.
Для внедрения НДТ необходимо описать 6 тысяч технологических процессов, составить 27 отраслевых справочников, обновляющихся один раз в три года. Мы не собираемся изобретать что-то новое. НДТ существуют не в национальном, а в межнациональном масштабе, поэтому, прежде всего, мы будем переводить и адаптировать уже имеющиеся справочники BREF. Это достаточно большая работа, для нее предусмотрен переходный период.
Принятие законопроекта будет способствовать увеличению доходов бюджета от платы за негативное воздействие на окружающую среду в России в 2015 году с 18 млрд. рублей до 50 млрд. рублей.
При этом, для предприятий, переходящих на НДТ, плата за негативное воздействие может быть полностью зачтена в счет затрат на эти мероприятия, а после внедрения НДТ при условии соблюдения технологических нормативов взиматься не будет.
Масштабная модернизация экономики нуждается в экономической поддержке со стороны государства. Проектом закона предусмотрено применение методов экономического стимулирования.
Предлагаемый набор инструментов сделает инвестиции в наилучшие доступные технологии более привлекательными, чем продолжение работы на изношенном и неэффективном оборудовании, в том числе субсидирование государством процентной ставки по инвестиционным кредитам, введение дополнительного коэффициента к норме амортизации, равного 2 и другие.
Каковы этапы перехода на принципы НДТ? С 2012 до 2014 года планируется разработать всю необходимую документацию, разделить предприятия на категории и утвердить планы мероприятий по снижению воздействия.
С 2014 года мы предлагаем запретить проектирование новых объектов, не соответствующих принципам наилучших существующих доступных технологий. С 2016 года - установить запрет на ввод в эксплуатацию новых предприятий, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех, которые проектировались до изменения законодательства. И, наконец, только с 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом, если существующие предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется еще пятилетний период для ее завершения.
За отходы ответят регионы
Теперь о законопроекте об отходах. Сегодняшнее законодательство не предусматривает полномочия и ответственность органов местного самоуправления и субъектов РФ в этой сфере. Мы предлагаем дать регионам право утверждать предельные нормы образования отходов на единицу выпускаемой продукции, устанавливать лимиты размещения отходов и определения мест их захоронения.
Вновь возрождается вид деятельности, связанный с переработкой вторичных отходов. Мы закладываем возможности устанавливать, определять отрасли промышленности и виды продукции, по которым будет работать залоговый механизм, то есть стоимость продукции будет включаться в стоимость утилизации. Регионам предоставляются полномочия устанавливать порядок приема тары, пригодной для многоразового использования, под ранее внесенный залог. Этот механизм прекрасно работал в Советском Союзе.
Кроме того, в законопроект заложена норма, что если отходы производства размещены безопасно, к примеру, нет дренажа в почву, и никак не угрожают окружающей среде, то мы обнуляем плату за их хранение. Для чего это делается? Дело в том, что сегодня большинство полигонов не оборудовано соответствующим образом. Поэтому министерство добивается, чтобы предприятия были заинтересованы хранить мусор без вреда природе.
Назад в прошлое
Теперь о накопленном экологическом ущербе. По результатам анализа выделены 194 "горячие" экологические точки. Главным критерием здесь является объем и степень влияния отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Минприроды России разработало проект федерального закона, которым устанавливаются полномочия по ликвидации ущерба, вводятся меры экономического стимулирования этих работ, определяются механизмы государственно-частного партнерства.
В этом году по поручению главы правительства мы уже приступаем к реализации четырех таких проектов - на Земле Франца-Иосифа, острове Врангеля, Джидинском вольфрамо-молибденовом комбинате на Байкале, где скопилось большое количество нефтепродуктов.
Заповедники скоро будет не узнать
Достаточно важный для нас законопроект - об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Он включает в себя меры, направленные на создание условий для строительства туристической инфраструктуры в соответствующих зонах национальных парков и разрешает экологически безопасный туризм в качестве одного из видов деятельности заповедников. Мы должны иметь возможность создавать туристическую инфраструктуру в рекреационных, специальных, предназначенных для этого законодательством зонах национальных парков, совершенствовать инфраструктуру заповедников. В этом году эта работа уже началась.
Уверен, что предлагаемый комплекс мер создает новую, современную основу для правового регулирования охраны окружающей среды в России. Помимо тех проектов, на которых я подробно остановился, Минприроды России подготовило и включило в пакет законопроекты о сохранении морской среды и ее защите от нефтяного загрязнения, о повышении эффективности организации государственного экологического мониторинга, контроля, проект закона об экологическом аудите.
Мы вводим систему инструментов, основанных на долгосрочных стимулах для перехода промышленности на принципы минимального воздействия на окружающую среду, повышения эффективности использования природных ресурсов.
Досье
Трутнев Юрий Петрович родился 1 марта 1956 г. в Перми в семье нефтяников.
В 1973 г. поступил в Пермский политехнический институт, который окончил в 1978 г., получив специальность горного инженера. Во время учебы при прохождении производственной практики работал в НГДУ "Полазнанефть", "Коминефть" помощником бурильщика, оператором по добыче нефти и газа.
С 1978 г. - инженер, младший научный сотрудник ПермНИПИнефти.
С 1990 года Юрий Трутнев стал генеральным директором предприятия "ЭКС ЛИМИТЕД", а в 1996 г. - президентом АО "Э.К.С. Интернешнл", объединившего предприятия группы "ЭКС".
С 1994 г. - председатель Комитета по экономической политике и налогам областного Законодательного собрания и депутат Пермской городской Думы.
В декабре 1996 г. Ю.П. Трутнев избран главой города Пермь. А в декабре 2000 г. становится губернатором Пермской области.
9 марта 2004 г. Указом президента РФ N 325 назначен министром природных ресурсов Российской Федерации. С 2008 г. - министр природных ресурсов и экологии РФ.
Владимир Путин, председатель правительства:
- Безусловно, нужно избавляться от грязных производств, обеспечивать высокие экологические стандарты, предъявлять жесткие требования к нарушителям. Мы такую работу должны вести последовательно, но при этом нельзя создавать новые административные барьеры в экономике.
Если предприятия не будут инвестировать в природоохранные мероприятия, экологические платежи вырастут в 2,3 раза уже к 2012 году и в 3,4 раза к 2016 году.
При инвестициях в модернизацию плата за негативное воздействие снижается до 70%, а после внедрения НДТ к ставкам платы применяется коэффициент 0,5.
К экологически опасным объектам относятся 11 445 предприятий.
Между тем
Наибольшее воздействие на окружающую среду оказывают такие отрасли, как ЖКХ, химия, нефтехимия, целлюлозно-бумажное производство, энергетика, металлургия.