29.04.2011 00:27
Общество

Манекенщицы вытесняют натурщиц из российских вузов

Почему манекенщицы вытесняют натурщиц
Текст:  Сергей Куксин Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №93 (5469)
Читать на сайте RG.RU

Если бы времени можно было поставить диагноз, исследуя приоритеты самых молодых его членов, то психологи сказали бы: наше страдает демонстративностью, это видно по количеству молодых девчонок и мальчишек, которые стремятся в модели, на подиумы и сцены.

У них не то чтобы психическое расстройство, но некая акцентуация характера, когда человек не может жить без публичного внимания, восхищения, ведет себя театрально, при этом эгоцентричен и инфантилен.

Не получается на "Фабрике звезд", можно попробовать натурщиком: в Интернете ошеломляющее количество народу с наивной откровенностью предлагают попозировать в раздетом виде. Почему бы в одетом не мести улицы за те же деньги? Впрочем, суть профессии соискатели плохо себе представляют, явно путая натурщиц с манекенщицами.

Настоящих натурщиков можно пересчитать по пальцам. Это профессия вымирающая, малооплачиваемая, с большим количеством профессиональных заболеваний, но богемная. Заниматься ею могут люди только одаренные физически и психически. Поэтому среди натурщиков множество весьма необычных персонажей. Например, рубенсовская женщина с неземным именем Аурика. Коренная москвичка. Позирует в Строгановке и других московских вузах, где нужна "натура". До тех пор, пока не закрылся Второй часовой завод, где Аурика с удовольствием ("в тепле и чистоте") занималась производством часов знаменитой фирмы "Слава", ей и в голову не могло прийти, что будет она сидеть в чем мама родила перед студентами и демонстрировать правильные округлости своего тела. Я жду ее на кафедре монументально-декоративной живописи: есть негласные правила, которые запрещают постороннему человеку наблюдать натурщика за работой. Сеанс, или урок, длится 45 минут. Потом 15 - для отдыха. Аурика садится на стул и со сладострастием расслабляет спину:

 
Видео: Сергей Куксин

- Никогда не думала, что на старости лет придется так зарабатывать на жизнь... Мне "полтинник". Когда закрыли завод, помыкалась, помыкалась, попала в больницу - там одна женщина и говорит: попробуй. Я еще и во МХАТе подрабатываю, там условия получше. А здесь... - переходит на шепот, на кафедре много народу. - Преподаватели, студенты, не возьму грех на душу, люди прекрасные, от них энергия идет какая-то молодая, добрая. Поэтому не ухожу. А вот кто отвечает за состояние аудиторий? Загляните ради интереса в любую - как будто после бомбежки: розетки вырваны с корнем, холодно, обогреватели не работают, с потолков сыплется.

Почему-то все исторические воспоминания о знаменитых натурщицах, начиная с тех, которые позировали голландцам, начинаются описанием их синей от холода кожи. Проблема отопления и бережного отношения к "натуре" и в XXI веке актуальна. Насколько тяжела эта работа каждый легко может прикинуть на себе. Попробовала встать в самую распространенную для моделей позу - с опорой на одну ногу. Через 15 минут возникло ощущение, что в ногу впились иглы, еще через десять - что они впились в мозг.

Профессионал способен выдержать четырехчасовой сеанс с небольшими перерывами. Это две академические пары - рисунок и живопись. Он оптимально распределяет вес на опорные точки, умеет незаметно сбросить нагрузку с уставшей группы мышц, ритмично дышать, что помогает переносить неподвижность. Аурика - профессионал, но и у нее после позирования ощущение, что "копчик ушел в мозги".

- Наши болезни - варикоз и остеохондроз, - неохотно отвечает она на вопрос и продолжает "за жизнь". - У меня, получается, династия натурщиков. Муж, бывший спортсмен, тоже здесь подрабатывает. Дочка окончила дизайнерский техникум, нигде не может по специальности устроиться, говорят, опыта нет, а где ж его взять, если без него на работу не берут? Вот тоже позирует. Бабушка работала на "Мосфильме" и рассказывала о натурщицах, а я маленькая была, пошутила: и я пойду.

Сколько же можно заработать, позируя студентам?

- "Натуру" частично оплачивает государство, то есть вуз, - рассказывает заслуженный художник России Александр Устинов, - и студенты чуть-чуть добавляют. За четырехчасовой сеанс человек получает от государства 600 рублей. Но и в советское время студенты скидывались. Сейчас, если натурщица отстоит смену в восемь часов, может заработать от 25 до 30 тысяч в месяц. У студентов про "натуру" своя правда.

Когда закрылся Второй часовой завод, Аурика помыкалась, помыкалась и пошла позировать в Строгановку

- Не охота серьезным делом заниматься - вот и позируют, - ставит диагноз Кристина. - И деньги зарабатывают не маленькие. У меня подруга в провинции живет, врачом работает. У нее ставка пять тысяч, а ответственность разве сравнишь! И ерзают натурщицы все время. Мы специально мелом обводим пятую точку и ступни, чтобы они позу не меняли.

Одним из самых талантливых натурщиков советской эпохи, о котором еще помнят преподаватели Строгановки, был некто Таланов. Его тело можно увидеть во многих книгах по изобразительному искусству. Особенно Дейнека его любил. Это был человек не только королевской стати, но и королевских принципов. Приходил точно к началу занятий, и если в течение 15 минут студентов не было, разворачивался и уходил. Сам никогда не опаздывал. Главное, относился к своему телу как к орудию труда и поддерживал его в порядке: в возрасте уже был, но фигуру имел прекрасную, накачанную.

Государство, надо признать, никогда не считало труд натурщиков почетным. Таланов - единственный человек, которому в коммунистические времена назначили пенсию. Профессии "натурщик" вообще тогда не существовало. Еще одна знаменитость - Игорь Басанько, позировавший Мухиной в "Рабочем и колхознице", больше работал в Суриковском училище. Бывший циркач, жонглер-силовик. В начале 90-х он единственный из натурщиков получил звание "Заслуженный работник культуры РФ".

И все же только ли терпимость к статике нужна, чтобы быть "естественнным в кадре"?

- Да, пуританин не пойдет в натурщики, но он и улицу не в том месте переходить не будет, чавкать не будет, когда кушать хочется, - комментирует психологическую сторону профессии Александр Устинов.

- И все же, - спрашиваю, чтобы подвести к скользкой теме стыда, - если сравнивать с советскими временами, сейчас проще, наверное, найти обнаженную натуру? Сейчас эпоха демонстраторов...

- Если кому-то кажется, что люди в СССР были серыми и закомплексованными, это его личное заблуждение. Была политическая система, которая давила человека, но он выворачивался и находил возможности быть свободным хотя бы в своем кругу. Другое дело, если ты вступал в конфронтацию с госмашиной. Знаю, о чем говорю, потому что был кадровым военным и демобилизовывался из армии при Брежневе. Но художников окружал народ образованный и интеллектуальный. К слову, живописцы часто женились на своих моделях. Это жизнь. Моя жена тоже подрабатывала натурщицей.

Как показывает моя экскурсия по Строгановке, между студентами и "натурой" нормальные человеческие взаимоотношения. Без них, утверждают преподаватели, рисовать не получится. Любое рисование - это чувство.

А вот превратные представления о задачах натурщика в искусстве встречаются не только у обывателя, подглядывающего через замочную скважину.

- Когда смотришь американский учебник по пластической анатомии, где изображены натурщицы с прическами и на шпильках, - диву даешься. Это больше похоже на мужской журнал "Пентхауз", - делится впечатлениями преподаватель Устинов. - Любая одежда дает другой эмоциональный посыл. Натура в туфлях порождает совершенно определенную ассоциацию. Социум уже зарядил нам в мозги формулы, бороться с которыми бесполезно. У нас в стране не приняты учебные программы с упором на сексуальность. Одно дело - Модильяни, когда он рисовал Ахматову, а другое - учебная работа.

Соцсфера