Вчера на заседании президиума правительства Владимир Путин рассказал, как можно справиться с бензиновым кризисом.
Сражаться с нехваткой горючего власти намерены по всем фронтам: повысят экспортные пошлины, отодвинут срок ввода стандарта Евро-3 и перепишут всех перекупщиков.
Топливный рынок лихорадит с выходных: в одних регионах цены на бензин взлетели, в других его можно купить только по дисконтным карточкам, а кое-где заправки и вовсе закрылись. Дефицит связан с ростом экспорта на 67% и с удержанием бензина сбытовыми компаниями в ожидании повышения цен, рассказал на президиуме правительства замминистра энергетики Сергей Кудряшов. На биржах отмечается беспрецедентный паритет между спросом и предложением: до 200 раз. А все из-за вступившего в силу с 1 января регламента Евро-3, которому пока не все производители могут следовать. Поэтому им выгоднее продавать горючее в страны Таможенного союза, где таких строгих требований нет.
Нелогично получается: в прошлом году Россия заняла первое место по добыче нефти. "Всех обогнали, даже Саудовскую Аравию, - заявил Путин. - Не можем допустить, чтобы в нашей стране люди испытывали дефицит в нефти и нефтепродуктах".
"Есть серьезные подозрения, что многие сделки совершаются как фиктивные, что не дает установить справедливую цену", - доложил замглавы ФАС Андрей Цариковский. Он посетовал, что до сих пор не заработал механизм биржевой продажи бензина.
- А что у нас, кстати говоря, происходит на бирже? Почему такая торговля, неактивная и уродливая? - переспросил Путин.
- Еще не все компании вышли на биржу, - ответил Кудряшов. - Не все еще могут работать на электронных площадках. По его словам, готовы поправки о том, чтобы на внутреннем рынке хотя бы 15% нефти продавались через биржу. Услышав такой ответ, премьер предложил профильным ведомствам еще раз вернуться к этим проблемам и представить свои предложения.
- А что с этими регламентами у наших соседей в Белоруссии и Казахстане? - поинтересовался председатель правительства.
- Работаем по созданию единого регламента Таможенного союза. На сегодняшний день они предлагают несколько другие условия, чем наши. В Белоруссии вообще не существует ограничений, а Казахстан просит ввести Евро-3 с 2014-го в лучшем случае, а на Евро-4 они хотят перейти с 2015 года. То есть существует определенный диссонанс, - доложил обстановку Кудряшов.
"Сделаем следующее, - распорядился премьер. - Разумеется, нам нужно переходить на Евро-3, и это движение мы не будем заворачивать никуда, ни влево, ни вправо. Но сроки нужно сопоставить с нашими договоренностями с соседями, и нужно это скоординировать с ремонтными работами на ведущих НПЗ". "По срокам нужно будет подвинуться", - четко выразился Путин.
Кроме того, правительство затребует реестр всех сбытовых компаний, по сути - перекупщиков. "Нужно выработать с ними такие отношения, чтобы у регулирующих организаций была полная информация о том, что там происходит", - заявил Путин. "Действующее законодательство не позволяет вынуждать их реализовывать товар, это невозможно, но оно позволяет выстраивать отношения таким образом, что, если они все-таки лицензию на реализацию получают, то должны исполнять ее требования", - пояснил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.
Еще для борьбы с дефицитом с мая поднимут вывозные таможенные пошлины на бензин. Соответствующий документ премьер попросил представить к концу дня. "Это не будет в полном смысле слова заградительная пошлина, это будет повышение, которое призвано сбалансировать экспортные и внутренние потребности", - разъяснил Песков.
"Это, конечно, увеличение нагрузки на наши ведущие нефтяные компании", - с такими словами Путин обратился к минэнерго и минфину, чтобы те подумали, как скорректировать налоговую нагрузку. К примеру, уменьшить НДПИ или акцизы. Предложения премьер также поручил представить до конца дня, при этом не преминув отметить сверхдоходы нефтяных менеджеров.
"Конъюнктура внешняя очень благоприятная, что позволяет нашим ведущим компаниям не забывать о своих акционерах. Вот только недавно одна из этих компаний распределила дивиденды, очень неплохие - 2 млрд долларов, - мимоходом заметил Путин. - Значит, есть деньги".
О ситуации с горючим доложила и министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Но тут все хорошо: перебои не отразятся на весенне-полевых работах, потому что топливо аграриям реализуется по льготной цене и его много, к тому же отправляется оно не с АЗС, а прямо с баз.
Разворачивается посевная, обратил внимание премьер, но яровых посеяно в два раза меньше, чем в то же время в прошлом году. Правда, вины чиновников здесь нет - это результат затяжной весны. Путин распорядился побыстрее наверстать отставание и проследить за тем, чтобы топливо у аграриев по-прежнему было.
Не все граждане озабочены ценами на бензин, некоторых больше волнуют билеты на электрички. На носу майские праздники, когда миллионы дачников вернутся на свои участки и многие воспользуются именно этим видом транспорта. Пригородные перевозки сейчас ведут региональные компании, на местах же устанавливают и цены на билеты. Зарезервированные в бюджете 25 млн руб. на помощь регионам можно было бы направить в РЖД для оплаты инфраструктурной части тарифа, считает вице-премьер Александр Жуков, а подвижной состав, который арендуют местные компании, передать им в собственность в ближайшие два года. По его словам, регионы готовы выделить около 6 млрд руб., и еще потребуется 10 млрд. Только так можно обеспечить безубыточную работу перевозчиков и не допустить роста цен.
О подвижках на поприще электронного правительства президиуму кабмина рассказал глава минкомсвязи Игорь Щеголев. Вчера было подписано соглашение с ФНС о том, что они присоединяются к системе межведомственного электронного взаимодействия.
Кстати
Сегодня Владимир Путин отправляется с рабочей поездкой в Пензенскую область, где проведет совещание и отдельную встречу с деятелями культуры.