01.05.2011 21:00
Культура

В Москве прошла первомайская "монстрация"

Москвичи уехали от "монстрации" на дачи
Текст:  Константин Завражин
Читать на сайте RG.RU

В Москве прошла "монстрация" - художественная акция, внешне похожая на демонстрацию. Это - не флэшмоб, и не перформанс, а хэппенинг - форма современного искусства, когда действие происходит при участии художника, но не контролируется им полностью, а зрители являются соучастниками. Впервые "монстрация" была организована художником Артемом Лоскутовым в Новосибирске в 2004 году. Ее участники выходят с плакатами абсурдного или концептуального содержания. Кто-то увидит в происходящем пародию на первомайскую демонстрацию. Однако организаторы подчеркивают абсолютную аполитичность мероприятия. Искать аллюзии в том, что скандируют или пишут на своих транспарантах "монстранты" - бессмысленно.

В столице "монстрация" проводится во второй раз. В прошлом году художникам выделили лишь набережную где-то в промзоне. На этот раз для них перекрыли движение в центре города - на Бульварном кольце, дав возможность распугивать окружающих на протяжении от Трубной площади до Чистопрудного бульвара. Впрочем, перекрывать было особо и нечего. Практически отсутствовали как автомобили, так и прохожие. Москвичи, в основной массе, уехали праздновать Первомай на свои дачи и кроме сотрудников полиции, ОМОН, внутренних войск, журналистов и самих участников "монстрации" на бульварах никого не наблюдалось. 

 
Видео: Константин Завражин

Блюстителей правопорядка, на взгляд корреспондента "РГ", было едва ли не больше чем на демонстрации националистов, которая прошла парой часов спустя в другом районе Москвы. Полицейские, видимо, всякого ожидали от деятелей искусств. Помнится, в 90-ые годы тогдашние радикальные художники устраивали шокирующие перформансы: то вены себе порежут у Большого театра, то разденутся догола. К примеру, Александр Бреннер устраивал бойцовский поединок на Лобном месте, а его коллега Олег Кулик переодевался собакой и кусал прохожих. Поэтому на всякий случай в окрестных переулках припарковались колонны из армейских "Уралов", а Сретенку перекрыли грузовиками чтобы "монстрация" не свернула в ненужное русло.

На одном из плакатов был изображен человек, слегка напоминающий ливийского лидера Моаммара Каддафи. Над ним была надпись "Прощай, икона стиля". Это, пожалуй, был единственный художественный объект, который можно было бы уличить в связях с современной реальностью. Остальные напоминали то ли письмена пациентов палаты для буйнопомешанных, то ли юмористические находки веселящихся людей: "Руки прочь от туловища", "Поделись сосиской с другом", "Валяй поднимай ешь", "Дайте мне погулять по радуге".

Человек с картонной коробкой на голове держал в руках бумагу, на которой было написано "Сдай кровь - спаси вампира". Другой участник "монстрации" обмотал себя бинтами, будто мумию. На голове у него была буденновка. Шел он в компании девушки с голубыми волосами, в руках у которой был плакат "Завоевание галактики начинается здесь". Впереди колонны "монстрантов" шагал юноша с древком, к которому вместо флага были привязаны пара широких хлопчатобумажных трусов. Один из плакатов, впрочем, вызывал полное понимание и одобрение у всех собравшихся, включая полицейских. Он констатировал: "К нам идет лето".

Арт Праздники