1 мая в Москве было заявлено более 20 массовых мероприятий, в которых приняли участие десятки тысяч человек. Традиционно "левый" праздник отмечали и центристы, и правые, и люди, вообще далекие от политики. Корреспондент "РГ" побывал на самых крупных маршах, которые провели "Единая Россия" и "Справедливая Россия" и КПРФ.
Партия власти заявила о том, что намерена собрать самую многочисленную акцию в Москве. Насколько им это удалось - вопрос спорный, потому что колонна коммунистов сугубо визуально выглядела гораздо массивнее. Но даже если считать, что они все-таки побили коммунистов числом, заявленных Михаилом Шмаковым тридцати тысяч человек на профсоюзно-единоросской демонстрации не было точно.
Впрочем, совместная колонна "Единой России" и членов ФНПР выглядела очень внушительно. Создавалось ощущение, что все предприятия с минимальным госучастием выдвинули на марш своих делегатов. Флаги "Мосгортранса" постепенно переходили во флаги метрополитена, "Электропрофсоюз" поражал каким-то невероятным количеством цветов, которые демонстранты несли в виде огромных букетов. Выделялась пестро одетая группа работников "Седьмого континента", "Мослифт" и "Мосгаз" шли рядом, как старые друзья. Функции "Москонцерта" выполняли четыре духовых оркестра, которые поднимали настроение веселыми и жизнерадостными мелодиями. На одном участке свободное пространство между группами заняли подростки на роликах, скейтах и велосипедах, которые выделывали головоломные трюки. На вопрос корреспондента "РГ", чьи интересы они тут отстаивают - "Единой России" или ФНПР - подростки ответили уклончиво, но смысл был такой, что они примерно одинаково симпатизируют и тем, и другим.
Колонна "Единой России" шла примерно посередине, их молодежное крыло равномерно рассредоточилось в довольно большой толпе студентов. Что интересно, в "голове" демонстрации их синего стяга с белым медведем не было: три знаменосца в авангарде несли флаг России, флаг Москвы и флаг ФНПР.
Так, с цветами, песнями и на общем подъеме колонна добралась до здания мэрии, где ведущие уже вовсю пробовали свои хорошо поставленные голоса четкими, емкими и интуитивно понятными лозунгами из серии: "Даешь коллективный договор как главный определяющий фактор социальных гарантий трудящихся и улучшения производственных показателей!"
Ведущий, открывший праздничный митинг, напомнил собравшимся историю первомая, после чего перешел к совместным достижениям ФНПР и "Единой России" на территории Москвы. "Сейчас минимальная зарплата в Москве - 10400 рублей! А уже совсем скоро она станет 10 900 рублей!", - и толпа отозвалась восторженным ревом. Далее выступил Михаил Шмаков, который призвал национализировать социально безответственные предприятия (стоит отметить, что соответствующая законодательная инициатива уже есть, но принадлежит она спикеру Совета Федерации "эсеру" Сергею Миронову), после чего призвал сохранять курс стабильного развития и не допускать революций.
"Мы - не рабы! Рабы - не мы!", - закончил главный профначальник свое выступление и народ охотно подхватил незамысловатую кричалку.
Мэр Москвы Сергей Собянин обратился к демонстрантам с празднично-программной речью: "Мы будем благоустраивать подъезды, строить новые метрополитены, бороться с равнодушием и мздоимством чиновников", - обещал глава города.
В это время к Пушкинской площади уже подтягивалась колонна "эсеров". Числом "справедроссы" явно уступали всем своим главным политическим конкурентам, но зато почти у каждого демонстранта был ярко-оранжевый флаг и партийная бейсболка того же цвета. Стоит также отметить, что трибуна эсеров была оформлена подороже, чем у "единороссов": она была крытой, а по обеим сторонам огромные плазменные экраны транслировали происходящее тылам. Митинг открыл новоиспеченный лидер партии Николай Левичев. Он честно пытался завести толпу и определенные шансы у него были - хотя бы потому, что лозунги, которые он предлагал, были короткими и понятными: "Нет росту цен на бензин!", "Повышать зарплату, а не квартплату!", - надсаживался новый главный "эсер". Эффект несколько портило то, что каждый следующий короткий лозунг он подглядывал в бумажке, зажатой в кулаке. Лозунгов было много, бумажка была маленькой, но зато исписанной со всех сторон.
Несмотря на присутствие председателя партии, ощущалась острая нехватка ее лидера. Но Сергей Миронов вместе с другом и соратницей Оксаной Дмитриевой уехал в Петербург. Уже довольно скоро ему нужно будет избираться в Законодательное собрание Северной столицы, поэтому питерский электорат для него сейчас объективно важнее московского. От того, насколько охотно за него проголосуют жители города на Неве, напрямую зависит его следующий срок в Совете Федерации.
К тому моменту, как на площадках "эсеров" и "единороссов" остались только самые сильные духом, на Моховую выползла ярко-красная коммунистическая колонна. Закаленные демонстранты с полувековым стажем социалистических маевок идеально держали строй вплоть до рамок металлоискателей на входе на Театральную площадь. Несмотря на то, что городские и областные месткомы по-прежнему выдают своих делегатов на "красный марш", в этом году колонна казалась меньше, чем год или два назад. Впрочем, от одной группы сочувствующих коммунисты избавились практически на старте, а еще от одной - почти на финише. Сначала к колонне КПРФ попыталась присоединиться группа молодых людей с радужными флагами, но была очень быстро отсечена и рассеяна силами правопорядка. А вот анархистов сотрудники МВД разогнали только в районе метро "Боровицкая.
В этот же день свои мероприятия провели ЛДПР, "Солидарность", националисты и творческая аполитичная молодежь, устроившая "Монстрацию". Самые весенние и жизнерадостные лозунги и кричалки были именно там: "Выйди на улицу, верни себе насморк!", "Россия, ты чего?" и лаконично-концептуальное "Ы!".
Похоже, в этом году первомай состоялся для всех.