04.05.2011 11:59
Экономика

Дмитрий Зеленин объяснил, почему не стоит прыгать выше головы

Дмитрий Зеленин объяснил, почему не стоит прыгать выше головы
Текст:  Элина Труханова (Тверь)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5470)
Читать на сайте RG.RU

О том, какие пути развития ищет самая крупная по площади область ЦФО, в беседе с корреспондентом "РГ" рассказывает тверской губернатор Дмитрий Зеленин.

Российская Газета: Дмитрий Вадимович, Тверская область не относится к энергодефицитным регионам. Наоборот, благодаря Калининской АЭС вы производите электроэнергии намного больше, чем потребляете. При этом стоимость киловатта для потребителей у вас примерно та же, а подчас и выше, чем в энергодефицитных регионах (например, в Ярославле - 2,45 рубля, у вас - 2,87). Почему?

Дмитрий Зеленин: Мы не потребляем ту энергию, которую производим, она практически вся уходит в другие регионы. А протяженность электросетей у нас очень большая - 55 тысяч километров, и их все надо обслуживать, ремонтировать. Расходы закладываются в тариф. Поэтому я и говорю о торфе. Должна быть электрогенерация на торфе. На газе проще, и технология лучше отработана, но надо использовать и местные ресурсы.

Начинающие предприниматели могут рассчитывать на беззалоговый кредит. Сумма небольшая, но решить насущные проблемы позволяет

РГ: Это касается прежде всего отдаленных районов?

Зеленин: Да, и я считаю, что хотя бы четверть энергопотребления района должно быть свое. Хоть на дровах, хоть на торфе - без разницы.

РГ: Администрация Тверской области - инициатор строительства так называемого Верхневолжского транспортного коридора - новой автотрассы, которая свяжет Московскую, Тверскую и Ярославскую области. Это будет платная трасса, как Москва - Питер?

Зеленин: Это просто проект развития территории, которая обладает своими конкурентными преимуществами, главное из которых - Волга. У нас есть дороги вдоль Волги справа и слева, но они отходят от реки километров на сто. Вот и надо строить трассу ближе к берегу. Поэтому несколько регионов объединились, создали рабочую группу, и она сейчас занимается взаимной увязкой схем территориального планирования в части развития межрегиональных объектов дорожной сети.

РГ: То есть появление такого "коридора" - довольно-таки отдаленная перспектива?

Зеленин: Пока да. Трасса намечена, существующие дороги ремонтируются, но там нужны несколько мостов. А это уже межрегиональная задачка с федеральными деньгами. Будет мост, например, через канал имени Москвы в районе Дубны - и проект сразу продвинется. Но строить мост одному региону, даже Московской области, не под силу, нужна федеральная помощь.

РГ: Согласно данным Росстата за 2009 год, ваш регион занимает 36-е место по числу собственных легковых автомобилей на тысячу человек населения. Тогда как ваши промышленно более развитые соседи - Ярославская область - лишь 64-е. При этом среднедушевой доход тверитян ниже, чем у тех же ярославцев. На что тверитяне покупают машины?

Зеленин: Экономят. Приобретение автомобиля для тверитян - часто вынужденная необходимость. У нас такие расстояния, что без своей машины подчас вообще до нужной цели не добраться. Территория раза в три больше, чем у ярославцев, а население почти такое же. И конечно, сказывается тот факт, что мы года четыре назад существенно снизили пошлину на регистрацию грузового транспорта на своей территории, вот к нам люди и пошли. Я еще хочу немного похвастаться. В 2006 году мы были по стоимости потребительской корзины третьими в ЦФО после Москвы и Московской области. Сейчас мы седьмые. А по средней заработной плате были восьмые, а теперь пятые. По объему ипотеки на душу населения мы тоже очень прибавили: только после кризиса молодым семьям и бюджетникам мы субсидировали 1800 ипотечных кредитов.

РГ: Диверсификация экономики помогла региону справиться с посткризисными последствиями. Однако некоторые крупные предприятия - например, вагоностроительный завод - так и не набрали обороты.

Зеленин: Да, на вагоностроительном так и не вышли на показатели 2008 года, заказов стало меньше. Но тем не менее сокращения численности не происходит. Правда, работают они не полную неделю, а только четыре дня, но там сохраняют коллектив на будущее. Конечно, люди потеряли в деньгах, и пессимизм определенный есть. Но мы ведь говорим о восьми тысячах человек, которые получают заработную плату, и она выше, чем средняя в регионе. Это достаточно сильный фактор, который сглаживает ситуацию.

РГ: Тверская область - крупный по площади регион с невысокой плотностью населения. Без развития малого и среднего предпринимательства такая территория полноценно развиваться просто не может. Что вы сегодня предлагаете людям, желающим открыть свое дело, или тем, кто его уже открыл, но хочет развивать дальше?

Зеленин: На самом деле после кризиса число малых предприятий увеличилось. По программе самозанятости ежегодно, начиная с 2009-го в области открывались больше чем по полторы тысячи таких предприятий. Кроме субсидий, начинающие предприниматели могут рассчитывать на беззалоговый кредит. Сумма его сравнительно небольшая - 300 тысяч рублей, но решить насущные проблемы позволяет. Кроме этого, существует залоговый фонд, который позволяет удлинить кредиты, помочь взять в два раза больший кредит на один и тот же залог, работают стартапный и венчурный фонды. Есть гранты - от 300 тысяч рублей до нескольких миллионов. Комиссия оценивает, реальный ли представлен бизнес-план. Чтобы получить такой грант, надо заявиться, продемонстрировать свое желание и умение выйти на новые показатели. К примеру, запустить линию по упаковке или перейти на новую продукцию, расширить линейку… Эти программы частично работали у нас и раньше. А в связи с кризисом большую помощь оказало минэкономразвития, и появились новые. Сейчас у нас действуют порядка 16 программ.

РГ: Тверская область в этом году стала участником пилотного проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Чего вы ждете от него?

Зеленин: Финансовое образование работает на несколько задач. Одна из них - просто научиться пользоваться инструментами - такими как кредит, карточка, собственный залог и оценка своего имущества. Второй момент - это понимать, как формируется бюджет, понимать полномочия тех или иных уровней власти. Что можно попросить у власти. Ведь даже обо всех наших программах по поддержке малого предпринимательства, наверное, знаю только я. Тогда как об этом должны знать все заинтересованные жители области. Если мы говорим о первой задаче, которую решает финансовая грамотность, то это ускорение денежного оборота. Если бы мы оборачивали наши деньги в два раза быстрее, то мы бы и имели их в два раза больше. Это работает на экономику. Если мы говорим о возможностях социальной защиты, то это уверенность в завтрашнем дне. Если мы говорим об оценке бюджета, то это уверенность, что у нас действуют понятные населению проекты.

Методика работы с населением сейчас прорабатывается. Со школьниками специалисты будут работать в школах, со студентами - в вузах, с пенсионерами, возможно, в органах соцзащиты. Думаю, будут открыты и специализированные центры, куда сможет прийти любой желающий.

РГ: Эта программа рассчитана на пять лет. А потом начнется предпринимательский бум?

Зеленин: Скорее, просто улучшение. Предпринимательский бум - это отдаленная вещь. Но в целом мы на него, конечно, рассчитываем.

РГ: Недавно в областной администрации произошли серьезные кадровые рокировки - вы поменяли несколько своих заместителей и руководителей департаментов. В тверской обладминистрации кризис управления?

Зеленин: Надо использовать свой кадровый резерв. Он хорошо работает.

РГ: Есть из кого выбирать? Многие губернаторы жалуются на кадровый голод...

Зеленин: Надо на что-то жаловаться, поэтому жалуются на кадровый голод. И я жалуюсь, но когда вдумаюсь, то понимаю: надо просто уметь возлагать на других ответственность. А если всю ответственность на себя выводить, то и будет казаться, что нет кадров. Ведь как в таких случаях думают: кому же я это все передам? Нет никого! Поэтому по большей части это все внутри человека. А если ответственность распределить, что тяжело для любого руководителя, то и в целом получается результат. У нас денег немного, поэтому прорываться надо где-то в одном месте. Не надо прыгать выше головы. Я этого очень хотел. Теперь уже не хочу, потому что понимаю, что не получится. А в чем-то одном - обязательно. В одном, затем во втором, в третьем - там, где рассчитал, можно прорваться.

РГ: Сегодня вы предлагаете проект возрождения местной торфоперерабатывающей отрасли. Способен ли торф стать одним из локомотивов тверской экономики?

Зеленин: Без сомнения. Запасы торфа на нашей территории просто огромны. Цены на газ и нефть растут, атомная энергетика из-за событий в Японии сегодня переживает определенный кризис, а торфяники - это огромный резерв. Мы должны использовать торф как нашу российскую специфику. И я считаю, что должна существовать не только региональная, но и государственная программа - не потому, что денег с государства хочется получить, а чтобы выйти на определенные обороты. Торф - это признанный возобновляемый ресурс, а у нас его разработки не субсидируются. Но без субсидирования мы не сможем его использовать, например, для масштабной генерации электроэнергии. Без субсидирования мы всегда будем работать на зарубежном оборудовании, не сможем апробировать какую-то дополнительную технологию. И так далее. Поэтому должен быть элемент государственной программы, чтобы выйти на новый уровень. 

Экономика Тверская область Центральная Россия