Выйдя из здания аэропорта, на меня тут же надел бронежилет подбежавший спецназовец и скомандовал: "Ни в коем случае не снимайте его. И, если начнут стрелять, не выходите из машины до особого распоряжения".
Аналогичный инструктаж прошли еще три десятка россиян. Так начался однодневный визит главы МИД России Сергея Лаврова в Багдад. За полчаса, пока мы в кортеже ехали до центра иракской столицы, я услышал гораздо больше фраз, начинающих со слов "нельзя", чем в 2002 году еще во времена правления Саддама Хусейна. Тогда на личном опыте мне удалось понять, что значит находиться под колпаком иракских спецслужб.
Сейчас другие времена, другие в Ираке власти. Но запретов, как оказалось, стало только больше. Даже наш водитель на русском языке все время по пути следования делегации повторял только одну фразу: "Нельзя фотографировать". Но российские журналисты, учитывая надетые бронежилеты и бронированные стекла машин, не сильно сопротивлялись. Все понимали - безопасность превыше всего. И тем не менее продолжали снимать происходящее за окнами.
Но вот все с облегчением вздохнули. Проехав через десяток КПП, мы увидели табличку с надписью на английском языке "Добро пожаловать в зеленую зону".
Так называется самое безопасное место в Багдаде - квартал в центре города с правительственными резиденциями, который считается практически неприступной крепостью. Тем не менее местные боевики ценой своей жизни несколько раз все же проникали за высокие заборы. Вот почему даже внутри зеленой зоны сопровождавшие нас спецназовцы продолжали настоятельно рекомендовать не снимать бронежилеты.
Некогда цветущий город до сих пор остается в развалинах. На главной площади страны Наср (площадь Победы), где когда-то Хусейн принимал грандиозные парады, теперь разруха и запустение. Только с десяток американских "Хамеров" пугливо жмутся друг к другу в центре огромного пустого пространства.
Дальше - хуже. Центральные проспекты вдоль и поперек перегорожены километрами собранных из отдельных двухметровых блоков бетонных стен с колючей проволокой. Такое ощущение, что ты находишься не в столице одного из самых больших государств нефтеносного Персидского залива, а за стенами огромной тюрьмы. Всюду одетые в черное женщины с печальными лицами. Машины кортежа от них просто шарахались в сторону: а вдруг шахидки.
Тем не менее до министерства иностранных дел Ирака доехали без приключений. Не стреляли и, к счастью, ничего по дороге не взорвалось. "Машины-то бронированные, но лишь двери и окна. А если попадем на мину, дно вообще не защищено", - признался один из бойцов иракской охраны.
Впрочем, даже в этом измученном постоянными терактами городе люди все активнее и все более уверенно говорят о будущем без насилия и межрелигиозных войн. Причем в своем будущем они, как выяснилось, находят и место для России. Вот и на пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Ирака Хошияром Зибари местные журналисты спрашивали Лаврова, почему Россия так медленно возвращается на иракский рынок. С ними согласился и визави российского министра. Особо подчеркнув, что провел "плодотворные переговоры с уважаемым другом из уважаемой страны, Зибари все же заявил: "Мы хотели бы, чтобы компании из России максимально активно участвовали бы в восстановлении иракской инфраструктуры".
Такая постановка вопроса, без сомнения, несколько озадачила членов российской делегации. Интересующимся положением дел в Ираке хорошо известно, что "Лукойл" развернула работы по подготовке освоения месторождения "Западная Курна-2", начало добычи нефти на котором намечено на 2013 год. А компания "Газпром нефть" готовится к освоению нефтяного поля "Бадра". В сфере электроэнергетики компании "Интерэнергосервис", "Технопромэкспорт" и "Сервисная энергетическая компания" ведут восстановительные работы на трех иракских ТЭС. А вот большего добиться пока не удается, в том числе и из-за американского повсеместного присутствия на иракской земле.
Отсюда и последовавший встречный вопрос Зибари от российских журналистов: что делает руководство Ирака , чтобы стартовые условия для всех иностранных компаний были равными? "Хочу заверить, что с иракской стороны никаких преград для развития сотрудничества с российскими компаниями нет, - ответил глава МИД Ирака. - Все контракты распространяются без всякой дискриминации". "Я согласен с тем, что сказал господин министр, - продолжил тему Сергей Лавров. - Интерес есть. Есть новые заявки. Они рассматриваются доброжелательно. Кстати, представители российского бизнеса присутствуют в нашей делегации".
Высокопоставленный гость из Москвы также сообщил, что привез иракскому премьеру послание от президента России Дмитрия Медведева. "О чем в нем говорится?" - тут же поинтересовались иракские журналисты. "Чужие письма читать нехорошо, - ответил Лавров. - Уверен, что премьер Ирака будет первым, кто его прочитает. Ну и в "Викиликс" содержание письма точно не попадет".