Чтобы попасть "за кордон", на Псковщину, жителям окраинных деревень Городокского района Витебской области не нужно открывать визы и делать крюк к редким погранпереходам. Путь открыт. Здесь не делят на своих и чужих, у белорусско-российского приграничья свои, веками сложившиеся законы добрососедства.
Поле перейти
Межа, Украище - сменяющиеся за окном "говорящие" указатели подсказывают: мы с фотокором на самой окраине Беларуси. Впрочем, таких небольших деталей, которые километр за километром напоминают о том, что до России здесь рукой подать, хватает. На экране мобильного телефона высвечивается имя известного российского оператора. Еще не покинув территорию страны, попадаем в зону роуминга. Удивительно, но "закордонная" связь здесь ловится отчетливее, чем белорусская. Мы в небольшой и тихой деревушке Халипы. Ее "близнецов" в Витебской области полно. Потрясающие пейзажи, десяток доживающих свой век стариков, цепочка заброшенных домов, заросших бурьяном, - картина типичная. На скамейке три старушки обсуждают последний выпуск новостей (местные "Горизонты" и "Витязи", к слову, здесь принимают как несколько белорусских, так и российских каналов). 82-летняя Анна Клевцова вместе с мужем приехала в Беларусь на лето из Питера. В городокском приграничье у дедушки Александра - родовое гнездо. Здесь жила его мама. Сейчас дом используют как дачу.
Приграничные с Россией районы Витебской области - края бесконечных озер - в теплый сезон манят к себе сотни россиян. Сюда приезжают из Пскова, Смоленска, Санкт-Петербурга. Одни - отдохнуть в уединении, другие возвращаются в родные места. Так сложилось, что в советские времена многие учились и работали именно в Ленинграде. До него не намного дальше, чем до Минска...
До России отсюда буквально несколько шагов. Достаточно перейти поле. И часто ли переходят?
- Конечно! И в магазин, и за лекарствами, и на уколы ездим, - перечисляет восьмидесятилетний Александр Клевцов. - Были бы российские рубли. Я же россиянин, мне проще сесть в свою "Оку" и проехать 15 километров до российского райцентра по шоссе, чем добираться до ближайшего белорусского "центра цивилизации" - деревни Межа, где и магазин есть, и ФАП. Туда петлять по грунтовке около 20 километров. Да и лечение для меня бесплатное. Я вот недавно, например, в Усвятах в больнице лежал. А еще через это поле провожают в последний путь родных и близких. Даже кладбища у нас общие...
На поддоне у одного из домов аккуратной поленицей сложены дрова. Зимы здесь морозные, поэтому топлива нужно много. Его также закупают в соседней России. Ехать в местное лесничество, выписывать путевку, искать мужика, который привезет и порубит, слишком хлопотно, особенно для одиноких стариков. А вот заказать на соседней пилораме чурки у частника - это вариант оптимальный и недорогой.
Знакомые все лица
Александр Клевцов заводит свою "Оку" с петербургскими номерами - собирается за продуктами. Пассажирами напрашиваемся и мы. На исполкомовской "Волге" не получилось - на машину не оформлена российская страховка. Уже через две минуты сворачиваем на старенький асфальт. "Ока" подпрыгивает - полотно давно требует ремонта. Дороги в приграничье явно не тянут на магистральные трассы. Не успели оглянуться - и вот мы уже в Псковской области.
Придорожная деревня Чурилово. Около 200 жителей, фельдшерско-амбулаторный пункт, три магазина. Сюда постоянно приезжают покупатели из Беларуси. Узнать их можно по номерам на авто, характерному говору. Вот и сейчас у дверей первого из магазинов встречаем двоих закадычных друзей Николая и Анатолия из Халип. Но подъехали они в неудачное время. Продавец, белоруска Наталья, закрыла торговую точку на переучет. Не беда, напротив есть еще один магазин. Но там... обед. Так рано? На наших часах только 11.45. Да, совсем из головы вылетело - это в соседних Халипах до полудня пятнадцать минут, а здесь, в Чурилово, живут по российскому времени - на час впереди. Белорусы частенько забывают этот нюанс.
Толя и Коля коротают время за разговором с нашим провожатым - председателем Руднянского сельсовета Леонидом Поповым. Двери магазина наконец распахиваются. Заходим. Очень знакомый ассортимент: колбасы, сыры, молочные изделия.
"Продукты купили, надо бы еще и давление измерить", - продумывает свой дальнейший маршрут Александр Клевцов. Нам - в фельдшерско-амбулаторный пункт. Его хозяйка, Валентина Жидкова, тоже белоруска. В 1988 году вышла замуж за местного парня и переселилась из белорусской деревни Луговские в соседнее Чурилово.
- Сельчане из Беларуси ко мне заглядывают постоянно, - говорит фельдшер. - Я и прием проведу, и укол сделаю, когда нужно. А недавно получила лицензию на торговлю медицинскими препаратами. Думаю, теперь обращаться в мой ФАП будут намного чаще. Кстати, в самом Чурилово белорусов человек сорок живет: ревизор из деревни Луговские, агроном из-под Бобруйска, доярка на местной ферме из Рудни...
Гражданство у них российское. Но есть в Чурилово и специалисты с белорусскими паспортами. Братья Леня и Саша Малевановы - работники местной пилорамы - каждый день приезжают сюда из Луговских (расстояние три километра) на велосипеде. Платят там приличные для села деньги - примерно по 15 000 российских рублей в месяц. На эти деньги парни содержат и родителей. Почему не остались в Беларуси?
- Работу трудно найти, - объясняет их отец Петр Малеванов. - Я сам тракторист, жена доярка, но устроиться не можем. До ближайшего колхоза 25 километров, до райцентра - вообще семьдесят. Хорошо, что в России нашлось дело для детей.
Очевидная выгода
В близком соседстве белорусы и россияне видят и немалую экономическую выгоду.
- Продаем в Россию картофель, помидоры, огурцы, продукцию нашей птицефабрики, - листает отчеты зампредседателя райисполкома Татьяна Воронко. - Наше райпо выезжает на ярмарки в Невель и Великие Луки. Начинаем развивать придорожную инфраструктуру на участке трассы Одесса - Санкт-Петербург. Например, в пограничном Езерище работает кафе "Весна", сеть магазинов. А в Кузьмино собираемся установить оборудование для шиномонтажа, ищем инвестора для строительства заправки. Конечно, что-то приходится закупать и у россиян - корма, животноводческое оборудование. Ну и, конечно же, ни один наш фестиваль или концерт не обходится без участия россиян.
Справка "СОЮЗа"
Объем торговли предприятий и организаций Витебской области с Россией за 2010 год без учета нефти и нефтепродуктов составил 1,76 миллиарда долларов (это 70,4 процента от общего товарооборота). Кроме того, на долю РФ приходится 57,3 процента от объема экспорта. Спросом у россиян пользуются белорусские пищевые и мясо-молочные изделия, строительные материалы из железобетона, изделия из полиэтилена, стеклоткани, текстильные изделия и обувь.