13.05.2011 00:40
Экономика

Все буровые на шельфе Дальнего Востока проверят на экологическую безопасность

Все буровые на шельфе Дальнего Востока проверят на экологическую безопасность
Текст:  Екатерина Васильченко
Российская газета - Федеральный выпуск: №101 (5477)
Читать на сайте RG.RU

В ближайшие три-четыре месяца все месторождения на шельфе дальневосточных морей России, где идет добыча нефти и газа, будут проверены на предмет экологической безопасности. Вероятность 9-балльных землетрясений, подобных японскому, в этом районе так же высока.

Об этом сообщил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимир Смолин, выступая на "круглом столе", собранном в Совете Федерации в рамках подготовки к IV Невскому международному экологическому конгрессу (он пройдет в Санкт-Петербурге 16-17 мая). Проверка, пообещал Смолин, будет строжайшая, "невзирая на лица".

Все российские районы морской нефте- и газодобычи на Дальнем Востоке находятся в той же сейсмической зоне и подвержены тому же риску, что и Япония.

"РГ" уже писала о проблемах шельфа Баренцева моря. Катастрофа в Японии придала теме новую актуальность. В Баренцевом море добыча еще только начинается, а в Охотском добыча уже успешно ведется, и ее приостановка поставила бы под удар экономическое развитие региона.

Председательствовавший на "круглом столе" руководитель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов три года назад возглавлял парламентскую группу, которая выезжала на Сахалин разбираться с экологическими нарушениями при работе на шельфе. По итогам ее работы правительство предложило внести изменения в действующее законодательство, и теперь работать на российском шельфе могут лишь те компании, в которых доля государства больше 50 процентов и которые имеют опыт работы на шельфе не менее пяти лет. В сахалинский консорциум по проекту Сахалин-2 тогда вошел "Газпром".

На очереди освоение запасов нефти и газа Западно-Камчатского шельфа. Камчатка целиком зависит от поставок с "материка" во время "северного завоза", пояснил "РГ" Виктор Орлов. Добыча топлива на шельфе Западной Камчатки позволит решить топливную проблему для жителей полуострова, а федеральные власти избавит от многолетней "головной боли". Первый шаг уже сделан: в сентябре прошлого года президент России Дмитрий Медведев зажег в Петропавловске-Камчатском символический газовый факел на устье построенного на полуострове 380-километрового газопровода. В Магаданской области тоже прогнозируются крупные ресурсы нефти и газа.

Однако большие планы по развитию Дальнего Востока, связанные с добычей на шельфе, могут быть поставлены под угрозу землетрясениями и цунами. Замдиректора Института океанологии РАН Леопольд Лобковский предостерег: вероятность мощных 9-балльных землетрясений, подобных японскому, в этом районе так же высока. Причем, в какой бы точке Охотского моря оно ни случилось, поднятая им волна через 2 - 4 часа дойдет до шельфа всех дальневосточных регионов, где стоят морские буровые платформы.

Долгое время сейсмологи считали, пояснил Лобковский, что 9-балльные землетрясения случаются чуть ли не раз в тысячу лет. Череда таких землетрясений прошла по миру в 50-60-е годы ХХ века. Камчатское землетрясение 1952 года вызвало волну такой силы, которая полностью смыла с лица земли город Северо-Курильск. Данные об этой трагедии до сих пор закрыты. Однако, как видим, "девятки" по всему миру начали повторяться: Чили, Индонезия, Аляска, Япония... И российскому Дальнему Востоку, считает ученый, надо быть всегда готовым. Буровые платформы на море и промышленные объекты на побережье должны создаваться с расчетом на цунами такой мощности.

Специалистам, которые по поручению премьер-министра будут проверять морские объекты нефтяной и газовой добычи, предстоит столкнуться со многими сложностями. Выброс в море нефти и газа, в том числе в результате возможных землетрясений, грозит экологической и экономической катастрофой региону, где обитает много морских животных, рыб, крабов, моллюсков, в том числе редких, и который обеспечивает 60-65 процентов вылова рыбы и морепродуктов. Но как вести проверку, если, подчеркнул известный морской геолог Иван Глумов, у нас до сих пор нет нормативных документов, регламентирующих безопасность нефтедобычи на море? Все документы, которые существуют, устарели, не учитывают современных технических реалий.

Экологические проблемы регионов, где ведется добыча на шельфе, подвел черту Виктор Орлов, стоят чрезвычайно остро, и они действительно начинаются с нормативно-правовой базы. Еще не полностью сформирован даже "каркас" из федеральных законов. Это сдерживает сегодня развитие работ на шельфе. И надо использовать паузу для совершенствования прежде всего экологического законодательства. Ведь необходимо защитить главный "рыбный цех" страны, от работы которого зависит благополучие сотен тысяч жителей приморских регионов Дальнего Востока.

Справка "РГ"

В Охотском море в перспективе будет добываться около 100 млн тонн условного топлива. При этом здесь пока не используются 40% биологических ресурсов, которые можно осваивать без ущерба для экологии. Только рыбодобыча могла бы дать до 50 тысяч рабочих мест. А с учетом смежных отраслей - до 200 тысяч.

Нефть и газ ДФО