Сенаторы вместе со Счетной палатой решили реанимировать законопроект, принятый в первом чтении и благополучно забытый на восемь лет - о государственных минимальных социальных стандартах. Такое намерение было озвучено на "круглом столе" в Совете Федерации.
Интерес законодателей к этой теме вполне понятен. Интерес контрольного ведомства тоже объясняется просто: с 1 октября вступит в силу закон о принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. И с этого момента региональные счетные палаты должны будут оценивать эффективность предоставления социальных гарантий за счет средств субъектов и средств территориальных внебюджетных фондов. Пока такие оценки делаются в отношении расходования денег федерального бюджета.
Социальные стандарты - это устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Основные компоненты социальных стандартов - доходы населения (в первую очередь МРОТ и пенсии), охрана здоровья, жилищные условия, услуги образования, питание и так далее. При этом важны не только количественные показатели, но и качественные. У нас плохи дела и с тем, и с другим. Как сообщил на "круглом столе" аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов, в частности, в здравоохранении использование федеральных денег является неэффективным. При том, что финансирование этой сферы постоянно увеличивается как из бюджетов разных уровней, так и из Фонда ОМС, фактическое состояние здоровья населения не улучшается, а в некоторых регионах даже ухудшается. По словам Агапцова, участились случаи, когда пациенты умирают в больницах из-за того, что им не была оказана своевременная медицинская помощь. Растут и собственные расходы населения на медицину. Местами их доля составляет больше половины всех расходов на медицину, включая бюджетные.
Между тем здравоохранение - одна из отраслей, где хоть какие-то стандарты на федеральном уровне существуют. Как и в сфере оплаты ЖКХ: если коммуналка обходится семье более чем в 20 процентов семейного бюджета, то положена субсидия. Во многих других сферах минимальных государственных стандартов нет. Председатель Счетной палаты Владимирской области Ирина Тулякова сообщила, что норматив на школьный завтрак в области был определен в начале 2009 года в размере 24 рублей. Определяя эту сумму, власти исходили в первую очередь из возможностей регионального бюджета. Этот норматив, несмотря на инфляцию, не пересмотрен до сих пор - в бюджете области нет денег. Для сравнения: в Москве этот норматив составляет 47 рублей и пересматривается ежегодно.
Важнейшим принципом установления минимальных социальных стандартов является одинаковый объем и качество государственной (муниципальной) услуги для всех граждан, независимо от места проживания. Ничего подобного у нас пока не наблюдается - у нас нет единой правовой базы и общей методологии организации системы социальных стандартов уровня и качества жизни на федеральном, субъектовом и муниципальном уровнях. У нас важнейшая социальная гарантия - пенсия зависит не от прошлого заработка, не от условий жизни в регионе, а от бюджета региона.
В 2003 году законопроект о минимальных социальных стандартах прошел первое чтение и умер. Но сегодня уже стыдно говорить только о минимальных стандартах. Поэтому участники "круглого стола" первым пунктом своих рекомендаций записали: вернуться к рассмотрению законопроекта о социальных стандартах в новой редакции. Вот только во что это обойдется казне, на "круглом столе" не было сказано ни слова. При том, что деньги - главный вопрос любых госгарантий.