Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдет о бессоюзном сложном предложении.
Урок 35. Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Сложные предложения с бессоюзной связью, сочинением и подчинением.
Бессоюзным называется такое сложное предложение, части - грамматические основы - которого объединяются без посредства союзов, а только при помощи смысла и интонации.
Интонационное скрепление простых предложений в бессоюзном сложном предложении указывает на то, что эти конструкции присущи прежде всего разговорной речи, где отсутствие союзов восполняется интонацией, а также мимикой и жестами:
Жаль, меня не было вчера на вечеринке, я бы музыку поставил - закачаешься.
Задание. Кому может принадлежать подобное высказывание? Сколько грамматических основ в этом предложении? Сколько односоставных предложений входит в общее сложное предложение?
Теперь сравните данное предложение с аналогичным союзным:
Жаль, что меня не было вчера на вечеринке, а то я бы такую музыку поставил, что все бы закачались.
Появились союзы, изменилась грамматическая форма последнего предложения - а что ушло?
Постановка союзов на месте соединения частей позволяет сделать вывод, что бессоюзные сложные предложения по характеру смысловых отношений между частями могут быть синонимичны сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям.
I. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные предложениям с присоединением. Учимся создавать высказывания
Части бессоюзного сложного предложения, синонимичного сложносочиненному предложению, могут по-разному логически соотноситься между собой, и в зависимости от этого соотношения на месте интонационной паузы ставятся знаки препинания запятая, точка с запятой или тире.
Запятая ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения, передающие соединительные отношения. Тогда между частями на месте запятых можно вставить союз и, например (следите за интонацией перечисления):
Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал. (И. Бунин)
Точка с запятой ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с перечислением, но при этом более распространены и менее связаны по смыслу. Например:
За деревянным, кирпичного цвета вокзалом видны тройки, громыхают бубенчики, кричат наперебой извозчики; зимний день сер и тепел. (И. Бунин)
Задание. Какой знак препинания, показывающий, что мысль завершена, можно поставить на месте точки с запятой? Подумайте, чем мог руководствоваться автор, не заканчивая в этом месте предложение, а продолжая его. Подумайте, почему точку с запятой часто относят к авторским знакам препинания.
Тире ставится в двух случаях:
1) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с сопоставлением, передающие быструю смену событий или неожиданный результат действия. Между этими частями можно вставить союз и, например:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов)
2) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с противительными отношениями и противопоставлением. Тогда между частями можно поставить союзы а или но, например:
На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло. (И. Бунин)
Задание. Прочитайте сложносочиненные предложения. Образуйте из них бессоюзные предложения и запишите, расставляя знаки препинания сообразно логическому отношению частей предложения и вашей интонации. Проанализируйте оттенки смысла.
1. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 2. Все пришли на праздник, а я нет. 3. Мы свернули с дороги, и ноги тут же увязли в грязи. 4. Часы пробили одиннадцать, и пора было ложиться спать. 5. Собака смирно лежала у калитки, но я все равно боялся двинуться дальше.
Задание. Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ.
1) Друг, достигший власти, _ потерянный друг.
2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью.
3) В зеркале отражается тело, в глазах _ душа.
4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.
Ответ: 4.
II. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.
В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным предложениям, между частями - грамматическими основами - устанавливаются различные логические отношения, при которых часть, соответствующая главному предложению, может находиться до или после части, соответствующей придаточному. В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным, на месте соединения частей ставятся двоеточие или тире.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если предложение, соответствующее по смыслу главному, будет находиться в первой части бессоюзного предложения, а соответствующее придаточному, которое поясняет главное, - во второй. В этом случае вторая часть может соответствовать различным видам придаточных:
1) вторая часть соответствует придаточному изъяснительному с союзом что, например:
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) = Вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает.
Перед второй частью, соответствующей придаточному изъяснительному с союзом что, могут отсутствовать слова, передающие состояние говорящего (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.), например:
Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев);
2) вторая часть соответствует придаточному причины с союзами потому что, так как, поскольку, например:
Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский) = Ответить Миллер не успел, потому что лодка вышла в буруны.
Проверкой смысловых отношений и выбора знака может служить подстановка слов а именно к пропущенному вопросу от главной к придаточной части. Проделайте эту работу над приведенными примерами.
Задание. Объясните знаки препинания в предложении, где бессоюзная часть общая для двух частей, соединенных сочинительной связью: Ответить он не успел: лодка вышла в буруны и началась качка.
Тире в бессоюзном сложном предложении, синонимичном сложноподчиненному, ставится в следующих случаях:
1) если первая часть бессоюзного предложения соответствует главной части сложноподчиненного предложения, а вторая часть - придаточному следствия, имеющему значение "поэтому" с союзом так что, например:
Светает - надо вставать. = Светает, так что надо вставать. = Светает, поэтому надо вставать.;
2) если первая часть бессоюзного предложения соответствует придаточному условному с союзом если или времени с союзом когда, а само действие обозначено во второй части, соответствующей главной, например:
Лес рубят - щепки летят. (Пословица) = Когда (если) лес рубят, (то) щепки летят.
Проверкой постановки знака может служить слово значит во второй части. Проделайте эту работу на примере предложения.
3) если вторая часть соответствует придаточному сравнительному со сравнительными союзами, например:
Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому. (Н. Некрасов) = Береза в лесу без вершины, как (словно, будто) хозяйка без мужа в дому.
Задание. Переведите представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины и следствия и проанализируйте двоеточие и тире, отражающие смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.
1) Гнездо птицы разорено - она жалобно кричит.
2) Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено.
Вспомним, что в простом предложении перед приложением, если оно поясняет значение определяемого существительного и перед ним можно поставить слова а именно: Я не слишком люблю это дерево - осину. (И. Тургенев)
В бессоюзном же предложении, если вторая часть поясняет первую и пред ней можно поставить слова а именно, ставится двоеточие. Однако факт постановки тире в схожей смысловой ситуации порождает вариативность знака, поэтому в бессоюзном предложении, синонимичном сложноподчиненному с придаточным причины, иногда вместо двоеточия как авторский знак препинания ставится тире, например:
На молу погасли огни - теплоход ушел. (К. Паустовский) = На молу погасли огни, потому что теплоход ушел.
Активность тире объясняется еще и тем, что это не только показатель смысловых отношений, но и резкий разграничитель, что особенно важно в бессоюзном предложении.
При написании упражнений используйте традиционную пунктуацию - это научит вас лучше ориентироваться в смысловых отношениях между частями сложного предложения.
Перед вами сводные правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие
1. Второе предложение раскрывает содержание первого. Между ними можно вставить а именно:
Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)
2. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить потому что:
Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев)
3. Второе предложение дополняет смысл первого. Между ними можно вставить что:
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)
4. В первом предложении опущены слова и увидел, и услышал, и почувствовал:
Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев)
Тире
1. Первое предложение указывает на условие или время действия второго. В начале предложения можно вставить когда, если, между предложениями - значит:
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Пословица)
2. Содержание второго предложения резко противопоставляется содержанию первого. Между ними можно вставить а, но:
Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой - они рядком идут. (Н. Некрасов)
3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить так что:
Ударил сильнейший гром - задрожали все окна. (А. Писемский)
4. Второе предложение заключают в себе неожиданный результат, смену событий. Между ними можно вставить и:
Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (А. Чехов)
5. Предложения содержат сравнение. Между ними можно вставить будто, словно:
Молвит слово - соловей поет. (М. Лермонтов)
Задание. В каком предложении не ставится тире?
1) Далеко ли до ближайшей станции спросили мы у проводника.
2) Летние ночи короткие.
3) Ученье путь к уменью.
4) Хочешь есть калачи не лежи на печи.
III. Теперь обратимся к сложным синтаксическим конструкциям с бессоюзной связью.
Рассмотрим сложное предложение, где цифрами отмечены простые предложения (читая, сопоставляйте интонационные паузы со знаками препинания):
(1) На самых молодых березках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, (2) но лес еще не одет, (3) и на этот еще голый лес в нынешнем году прилетела кукушка: (4) кукушка на голый лес - (5) считается нехорошо. (М. Пришвин)
Задание. В каком месте внутри предложения вы бы поставили точку?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно увидеть, где в предложении практически заканчивается одна мысль и начинается другая. Конечно, после третьего предложения перед четвертым на месте двоеточия, где интонационная пауза особенно значительна и есть признаки стыковки двух лексико-грамматических блоков:
а) оба блока закончены информационно, лексически и грамматически;
б) после двоеточия происходит поворот смысла всего высказывания: вступает автор-повествователь, который объясняет содержание первого блока - прилет кукушки в весенний лес. В связи с этим меняется тип речи: в первом блоке описание, во втором - рассуждение.
Первые три предложения первого лексико-грамматического блока соединены сочинительной связью: между первым и вторым предложением противительные отношения (союз но), между вторым и третьим - соединительные (союз и).
Четвертое и пятое предложения второго лексико-грамматического блока соединены бессоюзной связью, при этом четвертое предложение относится к пятому как придаточное условное: (если) кукушка (прилетела) на голый лес, (то) (это) считается нехорошо, поэтому между ними стоит тире.
Задание. Прочитайте предложения, сопоставляя интонацию со знаками препинания. Помните - все непонятные слова необходимо проверить по словарю. Выявите в предложениях грамматические основы. Найдите сложные синтаксические конструкции с лексико-грамматическими блоками. Объясните все знаки препинания.
1. Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад. (М. Булгаков)
2. Я, признаться, не слишком люблю это дерево - осину, с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прикрепленных к длинным стебелькам. (И. Тургенев)
3. Приглядишься: не облака плывут - луна плывет, и близ нее льется золотая слеза звезды; луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду. (И. Бунин)