Во Франции министры, их заместители, руководители целого ряда ведомств, депутаты парламента, сенаторы - занесены в особый официальный список. Все они перед вступлением в должность обязательно дают подробный отчет о материальном состоянии. Причем не только своем, но и ближайших родственников.
Таким же правилам подчиняются и руководители государственных предприятий, к примеру, Национального общества железных дорог, электрической компании "Электрисите де Франс", Банка Франции, почты, а также тех смешанных обществ, где превалирует государственный капитал. В этом списке евродепутаты, мэры городов с населением свыше 20 тысяч человек и их заместители, если население города превышает 100 тысяч. Туда же включены главы муниципальных структур, которые управляют социальным жильем, госслужащие, в чьем ведении находится распределение заказов на те или иные государственные подряды. Короче, речь идет о нескольких десятках тысяч человек.
Какие сведения они должны представить? Данные о недвижимости, земельных угодьях, ценных бумагах, акциях, банковских счетах, как во Франции, так и за ее пределами, автомобилях, яхтах. Настойчиво рекомендуется составить списки предметов искусства, драгоценностей с их покупной или оценочной стоимостью.
Эти данные поступают в специальную государственную комиссию. Ее задача хранить декларации. Они тщательно и регулярно сверяются при возникновении необъяснимой разницы между авуарами, скажем, министра или членов его семьи. Декларации в принципе не подлежат разглашению, но многие видные государственные чиновники в интересах прозрачности и не думают скрывают того, чем владеют. Как, к примеру, в этом году сделали премьер-министр Франсуа Фийон, министр экономики Кристин Лагард, министр высшего образования Валери Пекресc и другие члены правительственного кабинета.
Решение акцентировать внимание на этом аспекте нынешние французские власти приняли в конце прошлого года, когда теперь уже бывший министр труда и "жертва" многострадальной пенсионной реформы Эрик Верт оказался замешанным в скандале с налоговыми нарушениями владелицы косметического концерна "Л Ореаль" Лилиан Бетанкур. Эрика Верта, напомним, обвинили в "конфликте интересов": его жена получила тепленькое местечко специалиста по налоговым вопросам в одной из финансовых структур миллиардерши как раз в то время, когда сам он руководил бюджетным ведомством и под ним оказались все фискальные службы страны. То, что экс-министр через жену имел какое-то касательство к уходу Лилиан Бетанкур от налогов, доказано не было, но осадок остался. И он стоил Верту политической карьеры.
Что будет, если контрольная комиссия обнаружит некую неоправданную документально разницу между авуарами госчиновника до и после, а, может быть, и во время исполнения им своих служебных обязанностей? Его отстранят от должности. Если комиссия признает аргументы подконтрольного государственного деятеля недостаточными, то к нему могут быть применены самые суровые санкции вплоть до передачи дела в суд. Однако случается это крайне редко.
Тем не менее, вспоминается один случай. В начале 90-х годов перспективного политика из правых Жерара Лонге, в ту пору министра промышленности, обвинили в том, что для строительства дома на юге Франции он привлек фирму одного своего приятеля. Тот, якобы, за некую услугу занизил стоимость работ, что было расценено как скрытая коррупция. В принципе Лонге мог оставаться в министерском кресле вплоть до суда в силу принципа презумпции невиновности, но предпочел его покинуть с тем, чтобы не бросать тень на тогдашнее правительство.
Кстати
Дело длилось несколько лет, по истечении которых Жерар Лонге в конце концов был полностью оправдан, но на долгие годы этот талантливый и амбициозный человек оказался отодвинут от серьезной политической жизни. Только недавно ему удалось, и это редчайший случай, вернуться к государственным делам: в нынешнем кабинете Франсуа Фийона он занимает пост министра обороны.