Все ключевые моменты в жизни человека, связанные с его здоровьем, - начиная с рождения, и даже раньше, если говорить о здоровье матери, медицинская помощь в течение жизни и медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью, - все это отражено в законопроекте "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", проект которого внесен минздравсоцразвития в правительство РФ.
Эксперты единодушны: обновление базового закона назрело давно. С момента принятия действующего закона об охране здоровья граждан прошло 18 лет. За это время произошли серьезные изменения в экономике нашей страны, поменялась и система исполнительной власти. Были введены разграничения полномочий между тремя уровнями исполнительной власти - федеральным, региональным и местным (муниципальным). Бесконечно "латать" и "перелицовывать" действующий закон, подстраивая его под быстро меняющиеся реалии, становилось все сложнее. Поэтому законопроект решено было переписать полностью.
"Основной его целью является создание оптимально сбалансированной эффективной системы здравоохранения в России, которая гарантирует гражданам нашей страны доступную качественную медицинскую помощь в том случае, если она необходима, - прокомментировала замминистра здравоохранения и соцразвития Вероника Скворцова. - Но также существенно, что закон не только медицинский, он впервые делает упор на профилактику заболеваний".
Что в основе
В документ включена специальная глава об основных принципах здоровья граждан. Прежде всего это соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этим государственных гарантий, доступность оказываемой медицинской помощи.
Закон требует, чтобы не было отказа в медицинской помощи при состоянии, угрожающем жизни человека, со стороны любой медицинской организации и любого медицинского сотрудника. Если же больной обратился за помощью в одну из медорганизаций, которые участвуют в программе госгарантий, помощь должна быть бесплатной. Важнейшим принципом также является соблюдение врачебной тайны. Кроме того, в документе прописан приоритет профилактических мероприятий в здравоохранении.
Жизнь по стандарту
До сих пор каждый из 83 регионов нашей страны мог создавать и работать по собственным стандартам медицинской помощи. Насколько они были хороши, зависело от уровня экономического развития региона. Более того, в одном и том же регионе в пределах одного муниципалитета в медучреждениях иногда действовали разные стандарты. Реформа же здравоохранения должна обеспечить пациентам примерно равные условия лечения от Калининграда до Камчатки.
Абсолютной инновацией, подчеркнула Вероника Скворцова, является то, что "мы входим в единые для всей страны порядки оказания медицинской помощи, которые фактически создают пошаговый алгоритм оказания того или иного вида медпомощи больному". За последние полтора года минздрав с участием ведущих медицинских экспертов разработал такие порядки по всем основным видам заболеваний. Непосредственное же "ведение" больного - все обследования, анализы, постановка диагноза и лечение - должно осуществляться по клиническим протоколам и медицинским рекомендациям.
У стандарта медицинской помощи есть еще одна важная роль: благодаря ему можно просчитать стоимость оказания этой помощи каждому конкретному больному, тем самым гарантируя, что все, что пациент получает в рамках программы государственных гарантий, ему ничего стоить не должно. То есть это гарантия оказания бесплатной медицинской помощи.
"Создание стандартов позволило просчитать реальную стоимость оказания медицинской помощи населению за пять последних лет, - сообщила замминистра. - В результате удалось доказать необходимость выделения средств для модернизации системы здравоохранения. Кроме того, стандарты создают нижнюю границу качества оказания медицинской помощи. Каждый регион как минимум должен обеспечить этот уровень. А если есть возможности, поднимать планку выше".
Организация медицинской помощи отнесена на уровень субъектов РФ. Что касается органов местного самоуправления, то они создают условия для оказания медицинской помощи населению по территориальной программе госгарантий. Это, например, организация быстрой транспортировки больного, включая подъездные пути к медицинским организациям, наличие в медучреждениях горячего и холодного водоснабжения, электричества, тепла. То есть инфраструктуры, которая необходима, чтобы клиника могла нормально работать.
Таким образом, создается трехуровневая система оказания медпомощи. Первый - тотальное обеспечение первичной медико-санитарной помощи, максимально приближенное к каждому гражданину. Второй - специализированная помощь экстренного плана в виде межрайонных, межмуниципальных центров, совместно оснащенных и обеспеченных кадрами. И третий уровень - областной и краевой, позволяющий оказывать в том числе и высокотехнологичную медпомощь.
Выбираем врача
В законопроекте четко прописаны механизмы реализации прав граждан, в том числе такого права, как выбор врача и медицинской организации. До сих пор это декларировалось, но почти не исполнялось. Конечно, выбор выбору рознь. Когда речь идет о первичной помощи в поликлинике либо плановой помощи специалиста - тут действительно пациент может что-то сам решать. Если же возникает угрожающая жизни ситуация, право выбора пациента отступает на второй план. Если, например, у человека инсульт, "скорая" должна вести его не в больницу "поближе к дому", а туда, где есть специализированное неврологическое отделение с необходимым оборудованием. Все эти нюансы в новом законопроекте прописаны очень тщательно.
Орфанные - значит редкие
Впервые в нашем законодательстве дано определение орфанным (редким) заболеваниям, указаны источники финансирования лекарственного обеспечения при их лечении. Сейчас входящие в перечень 18 препаратов, применяемых по программе "семь нозологий", закупаются за счет федерального бюджета. Закон оставляет этот порядок и при этом закрепляет гарантии лекарственного обеспечения за счет средств региональных бюджетов. Кроме того, документ разрешает покупать дорогостоящие лекарства за счет безвозмездных добровольных поступлений от физических и юридических лиц.
Минздравсоцразвития направило в правительство РФ письмо о результатах оптимизации перечня дорогостоящих лекарств, по которому на данный момент медикаментозным лечением обеспечиваются больные гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (программа "семь назологий").
Александр Чучалин, академик РАМН, директор НИИ пульмонологии
В законопроекте сделан первый шаг к решению проблемы с редкими (орфанными) заболеваниями. Сложность в том, что лекарственное лечение таких болезней очень дорого. Мало кто знает, что таких заболеваний много - порядка 15 тысяч. Мы благодарны, что хотя бы небольшую группу из семи редких заболеваний государство уже несколько лет финансирует. Благодаря законопроекту само понятие "орфанное заболевание" станет ясным и четким, к тому же будет зафиксировано право больного на лекарственную помощь. Появится гипотетическая возможность расширить перечень препаратов, закупаемых за счет бюджета, развивать диагностическую базу, вести реестры таких больных. Но этого, конечно, мало - нужны специализированные клиники и отделения, подход к каждому такому пациенту должен быть максимально персонифицирован. И, конечно, нужно оптимизировать перечень таких заболеваний, расширяя его с учетом имеющихся финансовых возможностей.