17.05.2011 00:40
Экономика

Трудовые мигранты за год отсылают из России 18 млрд долларов

18 млрд долларов в год отсылают гастарбайтеры домой из России
Текст:  Марина Грицюк
Российская газета - Столичный выпуск: №103 (5479)
Читать на сайте RG.RU

В полтора раза, до 18 миллиардов долларов, увеличились за несколько лет денежные переводы, осуществляемые мигрантами из России на родину. Таким образом, Россия остается крупнейшим работодателем и источником пополнения госбюджетов для некоторых стран постсоветского пространства.

Об этом, в частности, вчера шла речь в Москве на конференции, организованной МИРПАЛ (международной сетью практиков и экспертов в области миграции и денежных переводов, созданной по инициативе Всемирного банка).

Как рассказал "РГ" руководитель секретариата МИРПАЛ в России Вячеслав Поставнин, только в Таджикистане 50 процентов ВВП - это заработки гастарбайтеров. При этом 90 процентов мигрантов из Таджикистана трудятся в России. По данным Всемирного банка, деньги, заработанные в нашей стране, составляют до 30 процентов ВВП Молдавии, чуть меньше - 25 процентов - ВВП Киргизии.

Как полагают эксперты, 18 миллиардов долларов - это только официальные цифры денежных переводов, но мы не знаем, насколько прозрачна отчетность банков и сколько денег вывозится наличными. Есть мнение, что официальные цифры могут представлять лишь вершину айсберга - например, процентов 20 от реальных сумм. Несколько же лет назад глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский тоже озвучивал цифру: в 2006 году гастарбайтеры вывезли из России 13 миллиардов долларов. А это значит, что отток денег за пятилетку увеличился в полтора раза. При этом нет оснований полагать, что со всех заработанных мигрантами сумм были уплачены налоги. Таким образом, упущенная выгода российского бюджета может превышать пять миллиардов долларов.

Впрочем, как отметил ведущий экономист региона Европы и Центральной Азии Всемирного банка Сударшан Канагараджа, Россия получает неплохой эффект от труда иностранцев - в регионах, где они трудятся, экономический рост прибавляет в среднем 4 процента, без мигрантов стоимость строительства дорог и зданий была бы выше в 2-3 раза.

Но проблема в том, что в нашей стране нет четкой системы учета и контроля мигрантов, ведения статистики их пребывания и денежных переводов. "Нельзя точно сказать, сколько всего иностранцев находятся единовременно в стране. Государство по сути не контролирует миграцию, хотя видимость создает", - считает Вячеслав Поставнин.

Кстати, по мнению ряда экспертов, число нелегальных мигрантов в России может достигать 10 миллионов человек. Хотя Константин Ромодановский не раз заявлял, что таковых, по подсчетам ведомства, не более четырех миллионов.

По словам Сударшан Канагараджа, например, в Канаде работают прозрачные миграционные механизмы - как для "работяг", так и для высококвалифицированных мигрантов. В России же, если для профессионалов система пребывания и защиты еще более-менее выстроена, то для персонала средней и низкой квалификации такой прозрачности нет. "И дело не только в том, что многие из них въезжают без визы, а в том, что плохо прописаны правила, и в том, что сотрудники силовых структур сами не всегда эти правила знают", - сказал он. И привел примеры, что в той же Европе человеку сначала дается время на поиски работы, а после трудоустройства он должен зарегистрироваться. В России же все наоборот, что многое усложняет. Кроме того, известны случаи, когда полицейские предъявляют необоснованные претензии к гастарбайтерам, часто из-за того, что сами не знают миграционных правил. И Всемирный банк намерен привлечь лучших экспертов и помочь России отстроить миграционную политику так, чтобы и страна получила свою выгоду, и мигранты были не обижены.

Справка "РГ"

МИРПАЛ - организация, которая призвана скоординировать действия органов власти, отвечающих за миграцию внутри страны, а также с их коллегами за рубежом, чтобы при участии экспертного сообщества помочь выработать более внятную миграционную политику, а также систему статистического учета. В России организация работает уже третий год.

Макроэкономика