17.05.2011 00:40
Экономика

Эксперты: Введение саморегулирования возможно в 70 - 80 секторах российской экономики

Участники "Недели российского бизнеса" взвесили все плюсы и минусы саморегулирования
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №16 (798)
Читать на сайте RG.RU

В Москве и ряде регионов прошли мероприятия, посвященные первым итогам деятельности саморегулируемых организаций в России. Крупнейшим из них был 1-й Всероссийский форум саморегулируемых организаций (СРО) в рамках "Недели российского бизнеса".

По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, институт саморегулирования состоялся. Всего, по данным министерства, к настоящему моменту создано 753 саморегулируемых организаций, действующих в 8 отраслях экономической деятельности, и еще 40 отраслей готовы в ближайшее время ввести саморегулирование. Всего же, по оценкам экспертов, введение саморегулирования возможно в 70 - 80 секторах российской экономики. Наступает пора его совершенствования. С этой целью подготовлены новые законопроекты. Они установят базовые принципы саморегулирования для всех отраслей экономики, обеспечат информационную открытость СРО для заказчиков и потребителей, установят статус национальных объединений СРО. Одновременно продолжается работа по совершенствованию механизмов принятия внутренних стандартов, процедуры имущественной ответственности саморегулируемых организаций, контроля ими над своими членами, а также нормативов государственного контроля над СРО.

С серьезной критикой в адрес существующего института СРО выступил глава ТПП РФ Сергей Катырин. По его словам бизнес, особенно в регионах, обеспокоен тем, что выход на рынок обходится ему в три раза дороже, чем раньше, когда функции регулятора осуществляло государство. Исследование качества работы участников СРО показало, что и здесь имеются серьезные проблемы, девять из десяти опрошенных бизнесменов считают, что саморегулирование не помогло избавиться от недобросовестных участников рынка, которые занимаются откровенным демпингом.

Сергей Катырин предложил четко прописать в законодательстве нормы, касающиеся раскрытия деятельности СРО, применения санкций к нарушителям корпоративных стандартов, использования средств компенсационных фондов, осуществления полноценного аудита СРО. По его мнению, нужно обратить внимание на то, что некоторые бизнес-объединения, которые обладают авторитетом и способны выполнять основные функции саморегулирования, по разным причинам не хотят принимать статус СРО. В этой связи стоит подумать о введении статуса ассоциированных членов для юрлиц, которые напрямую не относятся к системе саморегулирования. Следующая проблема, которая заслуживает внимания, - это налаживание совместной работы государственных органов со СРО по проведению постоянного мониторинга эффективности саморегулирования.

Глава ТПП отметил и кадровую проблему. Руководители предприятий, которые уже находятся в СРО, говорят, что далеко не все, кто организует их деятельность, обладают достаточной квалификацией. И еще его волнует проблема третейских судов. Не нужно их множить, а нужно повышать качество тех, которые уже созданы, которые работают при авторитетных объединениях.

Позицию "ОПОРЫ России" представил вице-президент организации по административной реформе и техническому регулированию Владислав Корочкин. Согласно итогам исследования, проведенного "ОПОРОЙ" в добровольной сфере, институт СРО можно считать состоявшимся. Вместе с тем есть ощущение, что формируется довольно агрессивный рынок всевозможных слуг - законных и незаконных, связанных с деятельностью СРО. Обостряется борьба за куски этого рынка и конкуренция за денежные потоки. Не случайно в условиях обязательности саморегулирования это принимает уродливые формы. Негативные факты: спам-реклама предлагает ускорение вступления в СРО и торговлю допусками под слоганами "Вступление в СРО за 1 день", "Допуск СРО от 2 дней. Минимум документов! Низкая стоимость! Рассрочка! Расчет на сайте!", "Вступление в СРО за 4 дня и 19 000. Платите в рассрочку. Ускорение до 2 дней".

Характеризуя положение строительного бизнеса, В. Корочкин охарактеризовал его емко и образно: "Для этих предпринимателей "хрен редьки не слаще". Раньше была "редька" - затратное лицензирование, теперь это строительные СРО. Для малых строительных компаний это обходится дороже, чем ранее лицензирование. Страдают тысячи предпринимателей. И в числе наиболее "вредных" документов предприниматели называют приказ Минрегиона N 624, который изначально должен был стать выходом из положения. Доходит до того, что все больше строителей высказывают предположение, что саморегулирование здесь создавалось исключительно, чтобы легализовать коррупционные доходы чиновников.

- Сегодня уже ясно, что можно улучшить в законодательстве, - сказал в беседе с нашим корреспондентом глава подкомитета РСПП по развитию СРО Леонид Казинец. - Закон, который больше всего обсуждается, это закон о саморегулировании в строительстве, который представляет собой поправки в Градостроительный кодекс РФ. В 2010 году в него уже были внесены изменения. Я знаю, что еще готовится целый пакет изменений. Это долгий путь непрерывного совершенствования. Мне очень нравится принцип, когда мы не шарахаемся из одной крайности в другую, а планомерно улучшаем те процедуры и законы, которые у нас есть. Диалог между заказчиками, исполнителями и регуляторами будет вестись всегда, но очень важно, чтобы бизнес в этом диалоге представляли профессиональные сообщества.

Распределение добровольных СРО по сферам деятельности

Бизнес