17.05.2011 00:45
Экономика

Новый закон, регулирующий сферу такси, не устраивает участников рынка

Новый закон о такси не устраивает участников рынка
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №16 (798)
Читать на сайте RG.RU

Госдума приняла закон, который должен был регулировать рынок услуг такси, но получилось не совсем так, как хотелось участникам рынка. О том, что сейчас происходит в таксомоторном бизнесе, нашему корреспонденту рассказал директор некоммерческого партнерства "Лига такси" Булат Каримов.

- Каков объем рынка услуг таксомоторного бизнеса?

- Объем рынка можно оценивать по количеству поездок, которые в том или ином городе осуществляются. Если говорить про небольшие города, то в них ежедневно осуществляется по нескольку сотен поездок. Если говорить про крупные города, то это несколько тысяч поездок ежедневно. Точно никто не подсчитывал. В стоимостном выражении оценить рынок еще труднее, потому что наш бизнес очень сильно привязан к регионам, а в каждом регионе иные условия его ведения. Есть Москва и Санкт-Петербург и есть остальная Россия. Понятно, что средняя стоимость поездки в Москве 500-600 рублей, а стоимость поездки в городе Старая Русса Новгородской области 50-60 рублей. Экономические условия совершенно разные. Есть Санкт-Петербург, где средняя стоимость поездки 400-500 рублей, а в его пригородах средняя стоимость поездки - 50 рублей. Чтобы охарактеризовать как-то рынок, лучше оперировать не абсолютными цифрами, а относительными.

Если говорить про Москву, то тут есть разные оценки. Кто-то оценивает рынок в десятки миллионов долларов. Но это все весьма приблизительные оценки.

- Это то, что мы имеем сейчас, но каков потенциал рынка?

- Наша организация представлена в 16 городах. Если говорить о столичных городах, то там есть куда расти, там можно и нужно увеличивать количество легальных перевозчиков в разы. Но если говорить про остальные города, то можно сказать, что там рынок уже достаточно насыщен.

- Кто сейчас является участником рынка?

- Опять-таки, Москва и Санкт-Петербург - это одна история, остальная Россия - другая. Если говорить о столичных городах, то основные участники там, 50-60%, это таксомоторные компании со своим подвижным составом, а остальная часть - это так называемые диспетчерские службы, которые привлекают частников со своими машинами. Эти люди оформлены как индивидуальные предприниматели. Кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге очень значительна доля нелегальных перевозчиков. А если говорить про другие города России, то этой проблемы там просто не существует. Проблема надуманная, ее федеральные СМИ растиражировали, в регионах ее нет. А в столичных городах это очень серьезная проблема. В остальной России таксомоторный бизнес представлен в основном диспетчерскими службами.

Новое законодательство, регулирующее сферу такси, вместо того, чтобы навести порядок на рынке, создаст дополнительные административные препоны

Федеральных компаний, которые были бы представлены сразу в нескольких регионах, мало. Инвестор, который вкладывает в таксомоторный бизнес, как правило, местный и в развитии своего бизнеса в другом городе не заинтересован. Крупный бизнес практически не присутствует в таксомоторной сфере. Подавляющему большинству представителей таксомоторного бизнеса просто не под силу развивать филиалы из-за отсутствия финансовых ресурсов.

- Кто идет в таксомоторный бизнес. На какой базе он создается?

- У нас практически нет компаний, созданных на базе бывших советских таксомоторных предприятий. Потому что в 1990-х в ходе приватизации 90-95 процентов таксомоторных парков поменяли свой профиль. Новые собственники парков такси рассматривают их просто как объект недвижимости, который можно успешно сдать в аренду, использовать как автосервис или предприятие торговли.

С уничтожением инфраструктуры такси одновременно была утеряна преемственность и связь поколений профессионалов в таксомоторной сфере. Сегодня те компании, которые имеют свой подвижной состав, как правило, созданы людьми, которые раньше никакого отношения к такси не имели, а бизнес начинали с нуля. Бизнес очень сложный, очень рисковый, очень тяжелый, и нужно быть смелым человеком, чтобы в него войти. В среднем такая компания имеет 40-50 машин, не больше, хотя и с таким составом много хлопот. Первая проблема - это отсутствие инфраструктуры. Если ты хочешь иметь свой парк в 300-500 машин, у тебя должен быть автокомбинат, а для этого нужно арендовать помещение, а аренда стоит страшно дорого, либо покупать его, а это еще дороже. Вторая проблема - финансирование. Инвестиции в наш бизнес очень трудно привлечь, потому что инвесторам зачастую непонятны правила игры на рынке. Как мы полагаем, новое законодательство, регулирующее сферу такси, вместо того, чтобы навести порядок на рынке, создаст дополнительные административные препоны. Теперь, для того, чтобы войти на рынок, придется спрашивать разрешение чиновника. Рынок будет регулировать чиновник, а не спрос и предложение.

- Лейтмотивом нового закона о такси является привязанность бизнеса к регионам. Такси из одного региона сможет работать в другом, даже если это Москва и Московская область?

- В законе прописано, что разрешение привязано к конкретному субъекту Федерации и к конкретному автомобилю. Это создает нам большие сложности, потому что границы многих регионов носят чисто формальный характер. Как мне разъяснил один из авторов закона, отношения должны регулироваться межрегиональными соглашениями. Соглашения такие, видимо, будут, но пока я имею право везти пассажира только до границы своего субъекта. В то же время для нелегального перевозчика никаких ограничений нет. Если его остановит контроль, он скажет, что везет знакомого или родственника, и поедет дальше. Но если даже будет доказано, что перевозку осуществляет нелегал, то наказать его все равно проблематично. Протокол о нарушении по закону должны отправить по месту жительства нарушителя. А где у нас прописаны нелегалы?

- Что предпринять нужно законодательно, чтобы таксомоторный бизнес действительно развивался цивилизованным путем?

- Как минимум нужно перестать мешать нашему бизнесу непродуманными новациями. Мы за то, чтобы таксомоторный бизнес регулировался, но, на наш взгляд, вполне можно было бы сферу регулирования передать самому бизнесу, то есть сделать его саморегулируемым в силу закона. Когда принимался закон о такси, я писал председателю Комитета Госдумы по транспорту, чтобы нас, участников рынка, привлекли к работе над проектом, нам это было обещано, но никто нас так и не привлек.

Сколько тратят представители бизнес-сообщества на поедки в такси, %

Общественный транспорт Госдума