17.05.2011 00:40
Экономика

Эксперт: Создание ТС предоставляет новые возможности для животноводческого сектора

В хозяйствах должно увеличиться производство птицы и свинины
Текст:  Ольга Бухарова
Российская газета - Экономика: Аграрно-промышленный комплекс №103 (5479)
Читать на сайте RG.RU

Как совместить высокую цену на мясо в РФ и стимулировать инвестиции, не ущемляя потребление - эту сложную задачку уже не первый год пытаются решить эксперты продовольственного сектора России. О том, на что должны быть направлены государственные инвестиции в животноводстве, мы попросили рассказать председателя правления Мясного союза России Мушега Мамиконяна.

К чему должны быть готовы животноводы в ближайшей перспективе?

Базовая, долгосрочная директива имеет однозначный "посыл" - животные должны выращиваться на территории РФ.

Увеличение таможенного тарифа на ввоз живых свиней в РФ стало для предпринимателей, ориентированных на импорт живого скота, важным сигналом, сообщающим о невозможности и недопустимости в будущем ввоза живого скота для убоя в РФ.

Мне представляется, что в стратегии развития животноводческой отрасли нового изложения должен быть учтен ряд факторов.

Так, новая диспозиция для животноводства РФ должна, во-первых, учитывать скорое присоединение России к ВТО, что потребует детальной проработки аграрной политики страны, сопряженных с конкретными договоренностями, достигнутыми по итогам многочисленных многосторонних переговоров.

Во-вторых, создание Таможенного союза предоставляет ряд новых возможностей для животноводческого сектора РФ. А сближение с Украиной может привести к экономическому сотрудничеству в сфере АПК по силе влияния значительно превышающей взаимоотношения внутри Таможенного союза.

Кроме того, чиновникам придется принять очевидные решения в сфере госзакупок продовольствия в интересах отечественной птицеводческой отрасли.

Должны появиться программы поощрения мясопродуктов за "государственные средства" экономически ущемленных слоев населения.

Считаю, что надо добиться понимания, а потом признания, что, к примеру, экспорт мяса из РФ или стимулирование потребления через продуктовые карты отечественной птицы являются не только желательными, но и необходимыми, неизбежными мерами поддержки конкурентоспособности АПК. Если хотите, это единственная и вынужденная мера, которая может частично решить объективную проблему несоответствия объемов поддержки сельского хозяйства в РФ по сравнению с ЕС и другими странами.

Мне кажется, это единственный путь решения задачи продовольственного сектора России, а именно, как совместить высокую цену на мясо в РФ, и стимулирование инвестиций, не "ущемляя" потребление, при вынужденно высоких ценах на продукты (относительно развитых стран с высокой "агрегированной мерой поддержки" (АМП) сельского хозяйства), и вести ответственную, социально ориентированную политику. Особо отметим, что такая мера поддержки подпадает под "зеленую корзину" и ее администрирование легче как в рамках договоренности ВТО, так и в Таможенном союзе.

Прошлогоднее аномально жаркое лето чему-то научило аграриев?

К сожалению, столь важная тема, как засуха, пока предполагает принятие мер и мероприятий ситуационного характера. Следует с горечью констатировать, что подавление волотильности цен на растениеводческую продукцию можно реализовать только за счет системных долгосрочных решений, которые, к сожалению, не нашли места в повестке дня, обсуждаемой по поводу засухи.

Радикальная открытость зерновых рынков, внедрение страхования, фьючерсов и других инструментов, технологическая либерализация в растениеводстве, применения агротехнологий - это только некоторые пути решения проблемы.

Именно в области применения инновационных научных достижений в аграрном и продовольственном секторе России существует самое большое отставание. И причиной этого является в том числе законодательное ограничение развития современной генетики.

С прошлого года продовольственный рынок вынужден был перестраиваться под условия принятого Закона "О торговой деятельности". Удалось гармонизировать отношения поставщиков и розничного сегмента? Что для них изменилось?

Не разделяю мнение экспертов, считающих, что ничего не изменилось, наоборот, очень много стало более понятным и однозначным для тех, кто имел повышенные ожидания от внедрения в практику закона.

Нарастающая избыточная рыночная сила "организованной розничной сети" и далее будет оставаться основным "аргументом" договорных отношений. Поставщики (производители), если это не транснациональные компании, не должны заблуждаться относительно взаимоприемлемого сотрудничества в условиях избыточной "рыночной силы" розничных сетей.

С другой стороны, закон "О торговле" оказался самым неоднозначным при его реальном воплощении в практику.

Принятый закон окончательно развеял иллюзию о том, что сотрудничество с сетями может быть абсолютно равноправным. А это означает, что у нас, как и во всем мире, торговые сети будут стремиться "играть в одни ворота". Похоже, в ближайшие годы ситуация только обострится.

К примеру, сегодня стало очевидным, что производителям для того, чтобы обеспечить свое присутствие в сетях, необходимо иметь достаточное количество оборотных ресурсов для предоставления им товарного кредита.

И тем не менее, несмотря на недостатки, закон дает возможность производителям с высокой точностью сделать предварительный расчет для оценки будущей рентабельности и собственных возможностей, дабы на "авось" не рваться в сети и на другие, "неадресные" для себя рынки.

Например, предложение сетей развивать продажи за счет поставок товаров в свои региональные филиалы в краткосрочной перспективе может показаться выгодным, так как сети нуждаются в этом. Их цель - "придавить" производителей в новых регионах. Но в долгосрочной перспективе для производителя или поставщика такое сотрудничество приведет к распылению и потере ресурсов и как следствие - ослаблению позиций на домашнем рынке.

Кроме того, после принятия закона "О торговле" стало очевидным, что мелкие и средние переработчики должны определиться со своей стратегией и сконцентрироваться на одном из возможных вариантов: либо стать производителем продуктов под чужими торговыми марками, либо поддерживать свой бренд и усиливать влияние на собственном домашнем рынке (сотрудничать с сетями на максимально возможных компромиссных условиях). Есть еще два варианта: развивать собственную мелкую розницу как мобильную, так и стационарную, либо сфокусироваться на узкой нише в какой-либо товарной категории или сегменте. Если есть ресурсы, то можно попытаться воплотить эту стратегию на федеральном уровне. Если же нет - и это более вероятно, то на региональном.

На наш взгляд, один из самых надежных путей - региональная, территориальная сегментация с наиболее глубоким перманентным проникновением в "потребительское сознание" покупателей. Тем самым компания вынуждает сети иметь в наличии на своих прилавках свою продукцию.

Самой распространенной типичной ошибкой современных бизнес-стратегий в мясоперерабатывающей отрасли является не просчитанная по ресурсам (необоснованная) товарная экспансия за пределы домашнего региона и немотивированное увеличение количества брендов в портфеле компании.

Какая поддержка "мясного скотоводства" предусмотрена в рамках Государственной программы АПК?

Рассматривая приоритеты развития животноводства, особенно в период сужения бюджетных возможностей страны, полагаю, что в краткосрочной перспективе производство КРС должно быть максимально сосредоточено на качественном развитии молочного стада, а не на попытке широкомасштабного развития мясного скотоводства.

Озабоченность падением объемов производства говядины, конечно, важна. Однако, с нашей точки зрения, более важна программа улучшения молочного стада и поддержка роста производства мяса птицы и свинины как наиболее экономически доступных видов мяса для населения. Эти подотрасли уже сейчас имеют совершенное технологическое производство, которое может обеспечить краткосрочную и долгосрочную конкурентоспособность мясной промышленности России.

Проекты по мясному скотоводству могут быть запущены только в среднесрочной перспективе 5-10 лет. В ближайший год мы достигнем потребления птицы в объеме 45-50% от рынка мяса, свинины - 30%. И роль правительства, с нашей точки зрения, должна состоять в содействии производству птицы и свинины как мяса, доступного для самых широких слоев населения.

АПК