Фильм "Распутин" по заказу телеканала "Россия" снимает режиссер из Франции Жозе Дайан.
На счету Дайан более ста кинофильмов, в числе которых "Граф Монте-Кристо", "Отверженные", "Опасные связи", "Проклятые короли", "Бальзак". В то, что у нее получится и постановка фильма о таком сложном момент в истории России, как канун Первой мировой войны, верится легко.
Съемки проходят в Царском Селе, в Александровском дворце, совсем рядом с тем местом, где был похоронен Распутин. В роли спасителя и одновременно проклятия царской семьи - Григория Распутина - неунывающий Жерар Депардье. Императрицу Александру Федоровну играет Фанни Ардан, ее супруга - Николая II - Владимир Машков.
Как Ардан Машкова провожала
В кадре одна из ключевых сцен фильма: Александра Федоровна провожает мужа на войну. Фанни Ардан вместе с детьми должна выйти на порог дворца, поцеловать Машкова и проводить взглядом, обронив слезу. На Ардан - воздушное платье цвета пепельной розы, расшитое кружевами, дети императрицы - в похожих невесомых туалетах, и только Машков в военной шинели. У него, надо сказать, положение привилегированное, поскольку на улице не больше пяти градусов тепла, к тому же съемки проходят на закате, и холодает с каждой минутой. Ардан, отрываясь от поцелуев с Машковым, в перерывах съемок садится погреться в представительского класса "Мерседес", который заказали специально для нее, и трогательно растирает руки девочкам. Машков незыблем, полностью сконцентрирован и из актерских шалостей позволяет себе только подбирать окурки сигар, небрежно брошенные режиссером Дайан. Говорит, что сохранит на память.
Два часа Ардан и Машков целуются, а сцену портят то появившиеся в кадре некстати зеваки, то… Жерар Депардье, который с "грацией" медведя, в мужицких сапогах, бушлате и в кепке с надписью "Россия" смешно переваливается по ступенькам дворца, перекрывая видоискатель камеры. Жерар тут же включается в процесс, подбадривает Ардан и Машкова, показывая им международный жест - большой палец вверх - и болтает со всеми вокруг. Говорит Депардье громко, бурно жестикулируя, поэтому получает замечание от режиссера, мол, на записи будут слышны его реплики.
Хоть Депардье и не привез с собой свое любимое вино из собственных виноградников (говорят, он во время съемок ни-ни), но статус мировой звезды обязывает его расположиться в комфортабельном гримерном вагончике, в котором Депардье может не только готовиться к съемкам, но и покушать или вздремнуть, пока не задействован в кадре.
Депардье мечтает о Пугачеве
Про Россию и Распутина Депардье говорит взахлеб: и о том, как пятнадцать лет мечтал только об этой роли, и о том, как влюблен в Россию и русский характер, который ему понятен и близок:
- Распутин - это русский темперамент, о котором я думаю, когда читаю Достоевского. Я обожаю русскую литературу, хотел бы еще и кого-нибудь из пушкинских героев сыграть. Очень мне нравится такой персонаж, как Емельян Пугачев.
На съемочной площадке уже ходят легенды о том, как во время съемок сцены убийства Распутина Депардье два часа пролежал в снегу и ни разу не пожаловался. Только рычал наподобие русского медведя.
По сути Депардье - это двигатель всего фильма. Именно он привлек свою подругу Дайан в качестве режиссера, он же порекомендовал ей Владимира Машкова и Константина Хабенского, с которыми встречался на кинофестивалях. Он вычитывал весь сценарий, занимался даже второстепенными персонажами. Например, решил, что Юлия Снигирь будет играть Дору, девушку, олицетворяющую в картине войну. У Хабенского тоже непростая роль - Арон Симанович, личный секретарь Распутина. По сценарию, Арону не чужда коммерческая жилка, так, он придумывает продавать фото Григория, рассказывая, что они заряжены целительной силой.
Впрочем, сценарий подвергался переработке не только с французской, но и с российской стороны. К примеру, в кино должна была быть сцена, в которой жена Распутина ждет его дома и варит ему кофе, - уговорили французскую сторону заменить кофейник на самовар с чаем. Или еще один нюанс, который французские коллеги не могли прочувствовать. Жена Распутина должна была мило беседовать с его любовницей, выясняя отношения. От этого фрагмента решили отказаться, уж больно он не подходил к русскому характеру.
Здесь русский дух
Приспосабливаться к особенностям русской действительности приходится и на площадке. Как рассказали "РГ" сотрудники съемочной группы, актеры часто видят на стенах дворца тень мужика с бородой: гадают, то ли это Распутин наблюдает за ними, то ли кто-то просто решил придать съемкам остроты и таким образом шутит. Случалось и такое: нужно было сделать копию сценария и из текста исчезали реплики какого-нибудь персонажа. Филипп Янковский, который играет в фильме Феликса Юсупова, тоже чувствует на себе "печать роли":
- Юсупов был неоднозначной фигурой, и я стараюсь сделать эту роль многогранной. Я прочитал мемуары Юсупова и книгу "Как я убивал Распутина". Так с кондачка к роли не подъедешь, поэтому я готовился долго, по системе Станиславского вживался в образ.
Как известно, Феликс Юсупов был личностью неординарной, в частности, имел симпатию к мужчинам и любил переодеваться в женское платье. У Янковского будут две сцены, которые ему придется сыграть в женском обличии, и актер ждет этих съемок с нетерпением. Как говорит Филипп, женские костюмы он уже примерил и "обжил":
- У меня нет эротических сцен с мужчинами, хотя известно, что у Юсупова были близкие отношения с великим князем Дмитрием. Но мы сыграем этот момент очень аккуратненько.
Даниил Козловский, который играет великого князя Дмитрия, признается, что его система Станиславского началась с поиска в Google, куда он ввел запрос "Великий князь Дмитрий". Затем подробно изучил всю информацию и попытался понять характер князя, освоить его внешний облик. Козловскому в роли нравится то, что играет он человека "великой породы", настоящего офицера.
О том, поддастся ли роль Распутина Жерару Депардье, на съемочной площадке говорят определенно: "Жерар сможет сыграть все, что он захочет". С этим соглашается и режиссер Жозе Дайан:
- Распутин - это сложный завораживающий персонаж. Никакой режиссер не может сопротивляться идее рассказать его историю, показать события, которые повлияли на ход мировой истории, перевернули весь ХХ век и имели серьезные политические последствия. Для меня Распутин обладал удивительными, мистическими способностями и большими амбициями.
Для такого персонажа нужен именно необыкновенный актер, такой, как Жерар. Депардье очень мечтал об этой роли. Именно он попросил меня поставить этот фильм, я бы не приехала в Россию, если бы не Жерар.
- Было сложно договориться о съемках в Царском Селе, ведь это строго охраняемый исторический объект?
- Обо всем договорился Жерар. Он выходил на официальных лиц. Мне интересно снимать именно на месте событий, там, где сохранилась энергетика того времени. Меня увлекает работа с крупными российскими актерами и, конечно, со звездой мирового кино - Фанни Ардан.
- Как подбирали актеров?
- Я не видела ни одного фильма с участием Владимира Машкова или Константина Хабенского. Но мы встречались, говорили, и я советовалась с Депардье, который знает их лично.
- Вы уже 13 лет работаете с Депардье, а есть у вас любимая картина с его участием?
- Возможно, это будет "Распутин". Мы действительно много работали вместе. Первая встреча состоялась на съемочной площадке фильма "Граф Монте-Кристо", потом мы вместе делали фильм о Бальзаке. Жерар помог мне рассказать романтическую историю этого писателя. Потом Жерар опять помог мне, в фильме "Проклятые короли" по произведениям Мориса Дрюона он решил сниматься просто из дружеского участия. Жерар сыграл Жака Де Моле, тамплиера, проклявшего королей, после чего все они умерли. В этом персонаже есть нечто общее с Распутиным, который считал, что Россия не должна вступать в войну, потому что это будет означать конец империи и гибель царской семьи.
- Вы так долго работаете вместе с Жераром, у вас появились какие-то прозвища друг для друга?
- Нет, но теперь я его зову Распутин.
- С российскими актерами вам нравится работать?
- Они очень сконцентрированы на роли. Всегда слушают, то, что им говоришь, идут вслед за руководителем. Мне нравится, когда актеры свободны в формировании своего персонажа. Мне так показалось, что российские актеры привыкли работать в условиях режиссерского диктата, а свободы им очень хочется. И я им это даю.
Режиссер Дайан гордится и своим знанием русского языка. Выкрикивать слово "Тишина!" на съемочной площадке ей удается не хуже, чем нашим знаменитым режиссерам. А вот самое популярное имя на площадке - Иван. Именно его зовут все - и осветители, и гримеры, и постановщики трюков. Но приходят на этот зов и приносят с собой требуемые реквизиты все время разные люди…