Вчера впервые за годы своего президентства Дмитрий Медведев провел большую пресс-конференцию.
2 часа 17 минут, стоя у небольшой трибуны с ай-пэдом, Дмитрий Медведев отвечал на вопросы журналистов, лично выбирая из зала тех, кому посчастливилось спросить президента. Из 815 журналистов это удалось 34. Правда, большинство корреспондентов одним вопросом не ограничивались. Тематика, как и предполагает беседа с президентом, была самой разнообразной: от российской политической системы и международной политики до проблем северных оленей. В конце пресс-конференции глава государства сам озвучил еще четыре вопроса, присланных по Интернету. Однако на один из самых волнующих сегодня политическую элиту вопрос "Кто будет баллотироваться на предстоящих президентских выборах?" ответа так и не прозвучало.
Вопрос этот и раньше не сходил с повестки дня, но каждый раз и премьер-министр, и сам глава государства лишь ограничивались заверениями, что они как ответственные политики обязательно договорятся, или же обещали, что предвыборный год будет интересным.
Де-факто избирательная кампания стартовала в начале мая. Политическая жизнь страны резко активизировалась, когда премьер-министр Владимир Путин объявил о создании Общероссийского народного фронта, что было расценено многими экспертами как начало не только думской избирательной гонки, но и президентской. Политическая жизнь не затихла даже во время пресс-конференции главы государства, который между делом и сообщил собравшимся журналистам, что Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло решение отозвать мандат спикера Совета Федерации и лидера "Справедливой России" Сергея Миронова, представлявшего город в верхней палате парламента.
Пробужденные такой весной в политической жизни страны эксперты накануне пресс-конференции президента стали гадать, что же скажет Дмитрий Медведев о планах тандема или своих личных относительно будущих выборов. Но глава государства так и оставил их гадать дальше. И сделал он это сразу по нескольким причинам. Во-первых, сейчас не время для таких заявлений. Во-вторых, пресс-конференция - это не то место, где они должны звучать. И наконец, в-третьих, заметил президент, практическая политика - это не шоу, а сложная работа, подчиняющаяся определенным технологиям, которые необходимо соблюдать.
- Мы занимаемся политикой не ради того, чтобы согреться, а ради того, чтобы добиться успеха, - подчеркнул глава государства. - Поэтому такого рода решения должны делаться именно в тот момент, когда уже созрели для этого все предпосылки, когда это будет иметь окончательный политический эффект.
"Все это должно подчиняться определенному, вполне разумному сценарию", - еще раз напомнил Медведев о законах политической жизни. Но, как и любой другой сценарий, этот тоже должен иметь логический конец, которого надо только дождаться. Тем более что он не за горами. "Если я определюсь сделать такое заявление, я его сделаю", - пообещал глава государства.
Что же до отношений с премьер-министром Владимиром Путиным, то как бы в обществе ни пытались в несовпадениях позиций между главами государства и правительства находить признаки нарастающих противоречий, их, как таковых, нет. Возможны разные подходы в тактике, как, например, в вопросе темпов и сути модернизации, но стратегическое видение у обоих политиков одинаковое. Именно это позволяет им работать вместе. В любом другом случае, не сомневается Медведев, подобное политическое партнерство просто распалось бы, и образовался бы новый политический ландшафт.
По этой же причине маловероятен сценарий, при котором и Медведев, и Путин вместе выдвинули бы свои кандидатуры на президентских выборах. Это не тот случай конкуренции, которая может пойти на пользу стране, намекнул президент:
- Есть конкуренция, которая помогает, а есть конкуренция, которая ведет в тупик. Я надеюсь, что мы в ходе принятия соответствующих решений о том, кому куда избираться, что делать в будущем, будем руководствоваться именно таким ответственным подходом.
Бесплодные попытки получить ответ на главный вопрос предвыборного года в какой-то момент заставили общество и экспертов делать выводы по отдельным заявлениям и выступлениям президента и премьера. Нередко выводы эти были ошибочными. Так случилось после посещения главой государства телеканала "Дождь". Там он, с подачи ведущих, рассуждал, чем бы он мог заняться после того, как покинет президентский пост.
Сейчас Медведев только усмехнулся тому, что читал после. "За этим сразу же увидели, что, вот, он типа всем ручкой помахал, сказал: "До свидания", - напомнил он. - Это не так".
Дмитрий Медведев был и остается президентом страны и принимает решения, исходя из своих президентских полномочий. Поэтому за прошедшие три года в стране поменялась половина губернаторского корпуса, поэтому реформа МВД едва ли не каждый день подкрепляется отставками высоких чинов, поэтому многие чиновники за ошибки поплатились своими должностями. И даже когда речь заходит о работе правительства, которое президент воспринимает как слаженный механизм, он не забывает о своих полномочиях. "У президента есть набор полномочий, включая полномочия по формированию правительства и отставке правительства. Я эти полномочия не менял и от них не отказывался", - заявил Медведев.
Соблюдение определенных правил политической игры совершенно не означает, что у президента нет каких-то общих представлений о том, как он мог бы избираться следующей весной. Эти соображения Дмитрий Медведев не скрывает, прямо говоря о том, что в случае выдвижения на второй срок, хотел бы опираться на поддержку определенных политических сил.
Разговор о политических силах продолжился, когда в кулуарах президента спросили о перспективах партии "Правое дело", которую согласился возглавить бизнесмен Михаил Прохоров.
- Мне думается, что у них есть избиратель, и если они правильно консолидируются, то могут добиться успеха, - поделился Дмитрий Медведев своим мнением. - Но, конечно, очень многое будет зависеть от того, насколько слаженно они будут работать, насколько популярными окажутся те идеи, с которыми они выступят, популярными среди тех, кто потенциально способен поддержать "Правое дело".
Парламент же только выиграет, если в нем, помимо левого крыла и центристов, появится крепкое представительство правых кругов. "Затея эта не безнадежная, потому что у них есть свой электорат", - заключил он.
Хотя пока у действующего главы государства нет понимания, продолжится ли его президентская карьера после следующих выборов, он совершенно не склонен планировать свою работу только лишь в пределах будущей весны. Наоборот, Медведев прекрасно понимает, что еще нужно сделать в стране. Не смогли кардинально улучшить положение людей, не удалось диверсифицировать экономику и уйти от сырьевого роста, не получилось в достаточной мере улучшить инвестиционный климат. "Это не повод для того, чтобы предаваться унынию, но это - повестка дня для будущей работы", - подчеркнул президент.
Поскольку формат подобной пресс-конференции предполагает большое количество журналистов, многие из которых приезжают из регионов со своими проблемами, то и вопросы президенту звучат самые разные. И хотя политическая повестка по объективным причинам занимает сейчас первое место, другая тематика также была представлена.
Главе государства напомнили про рост цен на бензин. Интересовались тем, что будет с системой инструментального контроля автомобилей. И Дмитрий Медведев пообещал, что уже со следующего года автомобилистам не придется выстаивать в очередях, чтобы получить заветный талон ТО. "Эта процедура не должна быть бессмысленной и не должна быть обременительной, она не должна быть просто дурацкой, которая ставит всех в дурацкое положение", - объяснил он.
Звучали традиционно острые вопросы. Например, о деле Магнитского. И президент обещал содействовать тем расследованиям, которые сейчас ведутся в Швейцарии. "В этом деле нужно разобраться", - согласен Медведев. Вопрос о Михаиле Ходорковском был с долей язвительности. Журналист поинтересовался, опасен ли для общества выход бывшего главы "ЮКОСа" на свободу. "Вопрос короткий и ответ тоже короткий: абсолютно ничем не опасен", - сказал Медведев.
Перенимая традиции, заложенные еще во времена президента Владимира Путина, дали слово и главному редактору газеты "Ваши 6 соток" Андрею Туманову. Правда, теперь он не открывал пресс-конференцию, а продолжал ее, да и интересовали его уже не столько проблемы садоводов, сколько философское восприятие того, что глава государства видит в поездках по стране и не отрывается ли он таким образом от действительности.
- Сколько бы заборов ни ставили, все равно понятно, что за ними иногда стоят лачуги, разрушающиеся дома, люди, которые недовольны действиями местных властей, иногда федеральных властей. Здесь, главное - сохранять свежесть восприятия, - подчеркнул президент, недавно объявивший войну "потемкинским деревням".
В международной повестке дня на первом месте сейчас - внутренние противостояния в некоторых странах арабского мира и "рука международного сообщества" в попытках их урегулирования. Глядя на то, что сейчас делают силы НАТО в Ливии, Дмитрий Медведев пообещал не поддерживать такого рода резолюции СБ ООН в отношении других стран. "Резолюция по Сирии? Я не поддержу такую резолюцию, даже если об этом будут меня просить мои друзья", - заявил он.
Предупреждение прозвучало и в адрес НАТО относительно планов по размещению в Европе системы ПРО. Если в диалоге с Россией не будет выработана модель сотрудничества, то речь может пойти о форсировании развития ударного потенциала ядерных средств. И свежий Договор о стратегических наступательных вооружениях не станет преградой к такому сценарию. "Потому что в нем есть прямая оговорка - если будет развиваться ПРО, и это будет означать взламывание стратегического паритета, договор может быть приостановлен и даже прекращен, - напомнил Дмитрий Медведев. - Вот на это мне хотелось бы обратить внимание всех моих партнеров по НАТО и сказать, что мы готовы к сотрудничеству и в то же время мы надеемся на то, что мы получим гарантии от ненаправленности этих потенциалов на нас".
Новый формат общения с прессой президенту понравился. Так считает его пресс-секретарь Наталья Тимакова. "Это было живое общение. Это для всех - интересный опыт", - оценила она состоявшийся диалог, выразив надежду, что он позволил повысить доверие к президенту в журналистской среде.
- Это был достаточно динамичный формат, который, безусловно, позволил региональным журналистам донести свои вопросы до президента, - отметила Тимакова. - Дмитрий Медведев, со своей стороны, получил представление о том, какие темы волнуют и федеральные, и региональные СМИ.