Бензиновый коллапс закрыл практически все бензоколонки Тувы. Топливо можно получить только по талонам или купить по фантастической цене - 50 рублей за литр АИ-92.
- Еще вчера можно было заправиться на нескольких АЗС, - рассказал "РГ" житель столицы Алексей Монгуш. - Там, где цена на 92-й бензин начиналась от 33 рублей, выстраивались очереди, на заправках, где топливо продавали уже за 50, - свободно. Говорят, что кое-где уже продают за 70. Часть автозаправочных станций вообще закрылась, поскольку нечем торговать.
Пока нет проблем с дизтопливом и 80-м бензином, который стоит в среднем 26 рублей. Но с учетом того, что многие АЗС прекратили работу, то ситуацию этот факт ничуть не "просветляет". Что касается самой ходовой марки - АИ-92, то по вменяемой цене - 25-27 рублей - этот бензин можно купить только по талонам, которые, в свою очередь, достаются не всем. Безусловное преимущество у транспорта оперативных, социальных служб, полиции, предприятий жизнеобеспечения, медицинских учреждений, муниципальных перевозчиков.
Кроме того, по 30 литров бензина в день получают и 250 маршрутных такси, обозначенных в списках, утвержденных мэрией Кызыла.
Как заявил первый замминистра промышленности и энергетики правительства республики Роман Кажин-оол, для обеспечения неотложных нужд в Хакасии через местную структуру "Роснефти" закуплено 100 тонн АИ-92. Ведутся переговоры о еженедельной поставке 400 тонн топлива из Кузбасса через "Газпромнефть-Кузбасс", а также с другими поставщиками.
По словам руководителя регионального УФАС Ольги Долгих, возбуждено два дела по установлению необоснованных розничных цен на бензин в отношении 10 хозяйствующих субъектов, однако доказать факт сговора вряд ли удастся. Впрочем, подавляющее большинство экспертов утверждают, что сговор здесь ни при чем. Нынешняя ситуация - отголосок недавнего бензинового кризиса, который прокатился по стране. В Туве он обострился, потому что в республике нет стабильного оптового поставщика бензина. Ни одна из сетей АЗС региона не только не входит в состав четырех холдингов, задающих тон на нефтеперерабатывающем рынке, но даже не имеет договоров с ними.
Чтобы кардинально разрешить ситуацию, правительство Тувы ищет возможность выйти напрямую на основных оптовых поставщиков топлива. Глава региона Шолбан Кара-оол направил телеграмму на имя министра энергетики РФ Сергея Шматко, в которой попросил главу федерального ведомства оказать содействие в решении проблемы. В телеграмме ситуация с ГСМ в республике названа критической. Между тем договориться с "Роснефтью" и "Газпромнефтью" о централизованных стабильных поставках крупных партий горючего пока не удается, а разовые поставки по 100-300 тонн за неделю не решают проблему. Чтобы снизить остроту ситуации, по расчетам региональной власти, республике необходимо получать каждую неделю по 500 тонн Аи-92 и столько же Аи-80.
- Как долго продлится напряжение с бензином в Туве - это полностью зависит от ситуации в целом по России, в частности от того, насколько быстро производители нефтепродуктов смогут восполнить дефицит, образовавшийся на внутреннем рынке из-за экспортных сверхпоставок, - сказал "РГ" первый заместитель председателя правительства Тувы Сергей Тен. - Возможно, на это уйдет месяц. Мы, по крайней мере, готовимся к худшему варианту, поскольку крупных производителей на территории республики нет, а прямых договоров с НПЗ региональные поставщики не имеют ввиду небольших объемов. Поэтому на близкий спад кризиса особо не рассчитываем, выходим напрямую на заводы сами и создаем запас, необходимый для бесперебойной работы всех служб жизнеобеспечения. На 19 мая таким образом в регион завезено уже более 1000 тонн топлива.