19.05.2011 00:43
Экономика

Единоличный владелец Домодедово нашелся на Лондонской бирже

Единоличный владелец Домодедово нашелся на Лондонской бирже
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Столичный выпуск: №105 (5481)
Читать на сайте RG.RU

Вчера на Лондонской бирже было официально объявлено о планах выхода аэропорта Домодедово на первоначальное публичное предложение акций компании на продажу, то есть на IPO. Но на российских площадках размещения акций не планируется.

Фактически это стало ответом на вопрос российского президента, кто же является владельцем крупнейшего по пассажиропотоку аэропорта страны. В конце апреля Дмитрий Медведев констатировал, что у нас периодически невозможно отыскать даже собственника крупного аэропорта, который в 2010 году обслужил 22,3 миллиона пассажиров 77 авиакомпаний, а консолидированная выручка компании тогда составила 29,67 миллиарда рублей.

Вчера же при обязательном раскрытии информации, которое сопровождает процедуру по торгам на Лондонской бирже, выяснилось, что единственным владельцем компании DME Limited, которой принадлежит столичный Домодедово, является Дмитрий Каменщик. Он же с 1995 года возглавляет совет директоров аэропорта. Согласно данным РИА Новости, именно он является конечным бенефициаром 100 процентов акций компании и об этом говорится в сообщении DME Limited, размещенном на британской фондовой бирже. В материалах компании указано, что к продаже предлагаются бумаги существующих акционеров, а допэмиссии не будет. Компания рассчитывает привлечь "международных институциональных инвесторов". Встречи с инвесторами в рамках подготовки к IPO, так называемое road show, начнутся после 30 мая.

Само IPO состоится, скорее всего, этим летом. Тогда у владельца аэропорта появится возможность не только узнать публичную цену своего актива. Получив листинг на западной бирже, став публичной, компания получит защиту от возможных попыток консолидировать ее под крыло единой управляющей компании столичного авиаузла - вместе с Шереметьево и Внуково, где есть внушительные госдоли, отмечают аналитики.

Объясняется попытка создать единого управляющего просто. Изначально в Московском авиаузле каждый из трех аэропортов ориентировался на одном из направлений. Самолеты летели или на запад, или на восток. Не было пересечения маршрутов. Сейчас же идет смешение потоков, что снижает пропускную способность в московском воздушном пространстве. И консолидация всех лотов на вылет у одного оператора была бы более продуктивной, считают эксперты по управлению воздушным движением.

Интересно, что вчера в первой половине дня первый замгенпрокурора РФ Александр Буксман сказал, выступая на "правительственном часе" в Госдуме, что его ведомству так и не удалось найти "ту самую последнюю матрешку, которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта Домодедово. Из-за того, что компанией руководят из офшоров, проблемы с поиском владельца были и у Счетной палаты. А вот обязательная публичность для торгов помогла раскрыть карты.

Сколько стоит Домодедово? Оценка, проведенная в прошлом году, показала, что не менее одного миллиарда долларов. Есть более оптимистичные прогнозы. По стоимости с учетом долга аэропорт оценивают на уровне 3,5-4,6 миллиарда долларов. Но есть и риски, даже на фоне быстрорастущего авиационного рынка в России. Связаны они отнюдь не с экономическими условиями, а с претензиями государства к акционерам аэропорта. Власти заинтересовались собственниками после двух крупнейших ЧП - задержки сотен рейсов в конце 2010 года из-за ледяного дождя и проблемы с обеспечением резервного энергоснабжения пассажирского терминала.

Крупные компании Аэропорт Домодедово