РЖД предложило Минтрансу, разрешить железнодорожному транспорту использовать электронный билет наряду с бумажным, как это делается в авиаперевозках.
Вице-президент РЖД Михаил Акулов надеется, что разрешение будет оформлено в ближайшее время. Это позволит компании перейти к поэтапному отказу от бумажных билетов, создать электронную базу учета пассажиров и продолжить развивать интернет-технологии по покупке билетов.
Как сделать технологически, все это в понимании компании уже есть. На данный момент на печатание бумажных билетов РЖД тратит до 80 миллионов рублей.
Те же, у кого не будет возможности приобрести билеты через Интернет, предполагается, что они смогут сделать это и через платежные терминалы. Компания сейчас сотрудничает с одним из операторов, у которого в каждом городе, где проживают свыше 5 тысяч человек, уже стоят такие аппараты. В отличие от Интернета оплата может производиться наличными через эти терминалы, напомнил Акулов. Ну, конечно же, в летний период 2011 года пока еще придется дополнительно открывать 410 окон билетных касс для продажи билетов дальнего следования, чтобы исключить очереди. При этом и те, кто купил билеты через платежные терминалы или по традиции в кассах, смогут пройти электронную регистрацию на поезда дальнего следования внутри России.
Акулов уточнил, что пока покупка электронного билета возможна не только на внутрироссийские перевозки. В ближайшее время планируется ввести такую услугу и на поезд Москва - Рига. Во второй половине года, если финская сторона будет готова, приобрести билет на "Аллегро", который следует из Санкт-Петербурга в Хельсинки, также можно будет через Интернет.
В целом в РЖД позитивно воспринимают тенденцию по увеличению спроса в скоростном сообщении Финляндии. С запуском "Аллегро" объем пассажиров увеличился на 30 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года, когда на этом направлении ходили традиционные поезда. Акулов предполагает, что во время пикового сезона летом спрос на билеты в "Аллегро" будет больше, потому с 29 мая, когда РЖД переходит на летний график, на этом направлении планируется пустить четыре поезда, а в самый пиковый период прорабатывается вопрос о том, чтобы поезда были сдвоенные.
На направлении с Украиной с конца мая сокращается время пути в поезде Москва - Киев на 53 минуты за счет того, что пограничный контроль пассажиров будет проводиться перед посадкой. В связи с этим РЖД просит заблаговременно позаботиться о наличии документов для прохождения погранично-таможенных процедур и приходить на перрон заранее.
Компания продолжает расширять предложения по абонементам для проезда в электричках, и уже пилотные проекты показали, что идет увеличение выручки и становится меньше "зайцев" в вагонах.
До 1 июня по всему Московскому железнодорожному узлу предполагается внедрить абонементы, где стоимость поездки от 100 километров в сторону Москвы будет почти в два раза ниже.
Еще один проект запланирован на июнь. В ускоренные поезда, которые идут из Москвы в Калугу, Владимир и Рязань, будет возможность купить билеты через Интернет. Во втором полугодии планируется открыть такие продажи на ускоренные поезда уже и в Санкт-Петербург.
Планируется обновить парк поездов. Уже заказаны 27 новых электричек, которые будут курсировать вокруг столицы. Одна такая электричка работает на направлении Москва - Раменское, и зарекомендовала себя неплохо. Состав, конечно, стоит дороже на 30 процентов, чем традиционный. Но он и комфортнее, оборудован кондиционерами.
А вот с 2013 года РЖД ожидает, что будут уже двухэтажные составы дальнего следования на направлении к Черноморскому побережью. Разработкой и производством таких вагонов занимается Тверской завод.
В 2012 году РЖД намерено внедрить на всей сети дорог в поездах дальнего следования так называемую программу "лояльности". Чем больше пассажиры будут пользоваться услугами РЖД, тем у них больше будет баллов, которые они смогут использовать на приобретение премиальных билетов.
Фактически можно сказать, что компания будет по аналогии с авиаперевозчиками внедрять накопительную балльную систему.
Например, у "Аэрофлота" есть программы для постоянных клиентов, которые получают "платиновую" или "золотую" карточки и за счет накопленных баллов путешествуют в другие страны.