20.05.2011 00:30
Экономика

Через год бюджетные учреждения получат больше финансовой свободы

Через год бюджетные учреждения получат больше финансовой свободы
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №107 (5483)
Читать на сайте RG.RU

Эксперты продолжают ломать голову над тем, чтобы начатая в прошлом году масштабная реформа бюджетного сектора привела не только к оптимизации расходов казны, но и к улучшению качества медицинских, образовательных и других социальных услуг.

В некоторых регионах действующие бюджетные учреждения готовы разделиться на казенные, бюджетные учреждения нового типа и автономные учреждения уже с 1 января 2012 года, сообщил "РГ" замдиректора департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки минфина Михаил Алашкевич. Таким образом, здесь реформа бюджетных учреждений будет завершена на полгода раньше срока.

Эксперты между тем предлагают государству конкретизировать понятие предоставления социальных услуг. И намерены разработать механизмы, которые позволят потребителю спросить с учреждения за некачественную услугу. С такими идеями выступает экспертная группа по реформе бюджетного сектора в экономике, работающая над обновлением стратегии-2020.

При этом до конца года ведомства должны сформировать для всех учреждений госзадания, разработать нормативы по их финансировании напоминает Алашкевич. Затем на их основании рассчитают затраты на каждую услугу. Но как это делать, пока не очень понятно. Если считать по нынешнему нормативу, то в некоторых случаях она может оказаться в несколько раз дороже, чем на рынке, переживает Алашкевич.

Но эксперты беспокоятся, что получит в конечном счете от реформы потребитель. Сейчас, поясняет соруководитель экспертной группы, директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Татьяна Клячко, люди плохо понимают, в чем именно должна заключаться услуга. Нет жестких правил по гарантиям со стороны государства. В законе прописано, что высшее образование предоставляется бесплатно на конкурсной основе, то есть на бюджетных местах. Но как именно гражданин может реализовать это право в конкретном регионе, сколько бюджетных мест выделяется, не ясно. В медицине принцип гарантированных услуг формируется на базе обязательного медицинского страхования. Но на практике получить бесплатную услугу может быть непросто из-за отсутствия нужных специалистов. Надо, чтобы весь гарантированный государством пакет соцуслуг был конкретно прописан в законодательстве, полагает Клячко.

Вопросы возникают и в том случае, если человек получает некачественную услугу. В сфере здравоохранения эту проблему решить проще, но доказать что тебя плохо выучили, практически невозможно. Необходимо четко прописать все этапы, как это делать и какой может быть ответственность учреждения, считает эксперт. Не вполне понятно и то, как может воздействовать учредитель на подведомственное учреждение - должен он его закрывать, расформировывать, сокращать финансирование.

До середины следующего года все бюджетные учреждения должны добровольно выбрать для себя любой из трех возможных статусов: стать казенными, бюджетными учреждениями нового типа или автономными учреждениями. Сегодня на социальную сферу уходит 32,6 процента расходов бюджета всех уровней. До 2020 года прогнозируется, что эти затраты не могут увеличиться более чем на 3 процента ВВП, предупреждает соруководитель экспертной группы, проректор Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики Борис Рудник. Так что по большому счету речь идет о том, как улучшить состояние школ, вузов, больниц и музеев без значительных госвливаний.

Реформа в большинстве регионов уже идет полным ходом, говорит Алашкевич: "Во многих тренд взят на переход образовательных учреждений в статус автономных и бюджетных нового типа. Например, в Тюменской области решено, что ни одно образовательное учреждение не будет являться казенным".

Федеральный бюджет