20.05.2011 00:20
Культура

Евгений Миронов: Достоевский вводил слушателей в состояние оцепенения

22 мая на канале "Россия 1" - многосерийный фильм "Достоевский"
Текст:  Сусанна Альперина
Читать на сайте RG.RU

Многосерийный художественный фильм Владимира Хотиненко "Достоевский" еще до выхода в эфир называют премьерой телесезона.

Авторы обещают, что Достоевский в новом фильме предстанет "живым, страстным, любящим, ревнивым, думающим, радующимся и страдающим человеком". Канал говорит, что зрителей ожидает "нетрадиционный образ самого загадочного и трагического русского писателя... Признание в литературных кругах и бедность, его влюбленности и дружба с женщинами, презрение власти и милость государя". Достоевский в новом фильме показан начиная с 29 лет, когда автор "Бедных людей" попал на каторгу, и почти до самого финала своей жизни.

Обозреватель "РГ" посмотрела несколько серий заранее, и самые сильные впечатления у нее остались от игры Евгения Миронова. Хотя, и кроме него, в картине заняты сильные артисты: Чулпан Хаматова, Дарья Мороз, Ирина Розанова, Валентина Талызина, Дмитрий Певцов и другие. Народный артист России Евгений Миронов в свое время сыграл Ивана Карамазова ("Братья Карамазовы"), князя Мышкина ("Идиот"), Семена Лебезятникова ("Бобок"), а теперь играет и самого Достоевского. Мы продолжаем разговор с Евгением Мироновым (начало в "РГ" - Неделе" N 106 (5482) 19-25 мая 2011 года).

Российская газета: Владимир Хотиненко в интервью "РГ" произнес фразу: "Женя Миронов боролся за каждый эпизод"...

Евгений Миронов: Больше всего меня смущало, что это история личной жизни писателя. Мне очень хотелось каким-то образом найти те моменты, те сцены - и, может быть, ввести новые, - где будет показано творчество. Я понимаю, что зрителей интересует личная жизнь. Они, как маньяки, подсаживаются к телевизору и смотрят: кто кому приходится, кто чей муж, кто развелся, а кто женился.

РГ: Не все зрители таковы.

Миронов: Большинство. А "Достоевский" - это продукт телевизионный. То есть для большинства. Я понимаю, что если бы мы снимали художественный фильм, то, безусловно, занимались бы другим. Да, мне был интересен анализ творческого импульса. Но тут есть перипетии, которые меня тоже заинтересовали: семейные, личностные. Потому что из них вырастал материал для романов писателя.

РГ: И что в итоге? Вы так объясняли себе то, что приняли этот сценарий, или все-таки меняли его и отстаивали свое?

Миронов: Могу сказать, что на протяжении всех съемок, которые длились около девяти месяцев, мы вместе с режиссером насыщали этот сценарий, как могли. Обложились дневниками Достоевского, его воспоминаниями, произведениями. Потому что сам каркас мы изменить не могли - он уже был принят к производству, но было необходимо его наполнить. Насколько это получилось, мне трудно судить. Лучше бы, конечно, потратить год на доработку сценария, а потом уже снимать.

РГ: Но у вас же была история с сериалом "Апостол", когда вы с Николаем Фоменко спасали ситуацию. Там за время съемок сменились три режиссера, а в итоге вы всё придумали и "вытащили" своей игрой. Тут вы тоже выступили в роли "спасителя сериала"?

Миронов: Нет, не могу так сказать. Все-таки тут главной опорой был режиссер - Володя Хотиненко.

РГ: Телефильм "Достоевский" ведь вначале назывался "Тринадцатый апостол"?

Миронов: Да. Так вот, Хотиненко я полностью доверяю. Мы думали вместе, "дышали в одну ноздрю". Прежде чем мы начали работать, я его спросил: "Мы можем это как-то менять и улучшать?" Он ответил: "Безусловно!" Мы с ним шли как в разведку. А там были многие подводные течения, камни, мины...

РГ: Хотиненко изменился с тех пор, когда вы работали с ним в "Мусульманине"?

Миронов: Мы с ним встретились как будто на второй день после "Мусульманина". И такое я увидел в нем горение, желание, боль... Каждое утро мы садились у меня в гримерной. Я ему приносил какие-то мои ночные мысли, ходы, решения. Он открывал свои записи. Шла работа. Это было прекрасно. В смысле того, что мы так друг друга чувствовали.

РГ: В фильме есть эпизод, когда Достоевский, будучи в гостях у своего друга, в споре горячо говорит о том, как его взгляды изменились после каторги.

Миронов: Эти люди, которых он там увидел, с которыми четыре года провел бок о бок, сделали его другим. После той немыслимой литературной славы, которую он обрел в узких кругах после написания "Бедных людей", пребывание в заключении вдруг сбило с него всю спесь. Заставило его углубиться в себя. Он потом писал об этом. И в фильме показаны духовные изменения.

РГ: Вы для роли нашли особенный тембр голоса Достоевского...

Миронов: Из воспоминаний современников я узнал, что у Федора Михайловича был голос "с трещинкой". Высокий. Когда он пел, а он любил петь, это был тенор. Когда читал, его глухой голос брал залы. Когда выступал в публичных библиотеках или произносил свою знаменитую речь на открытии памятника Пушкину, было слышно каждое слово. Я думаю, что он обладал недюжинным актерским талантом. Особенно когда читал свои произведения. Тогда он вводил слушателей в состояние оцепенения. Он был как медиум.

РГ: Извините за вопрос, но как вы - сам человек холостой - в дуэте с Чулпан Хаматовой, которая играет первую жену писателя, так достоверно изобразили все сложности семейной жизни, которые возникают во взаимоотношениях между супругами?

Миронов: Ну, я же - артист. Я и космонавтов могу сыграть, сам не побывав в космосе.

РГ: Я читала, что вы не смотрели фильм Владимира Бортко "Идиот", где играете главную роль.

Миронов: Я его все же посмотрел. Правда, не до конца.

РГ: "Достоевского" смотреть будете?

Миронов: Буду.

РГ: Вы играли и играете крупные роли - князя Мышкина, Калигулу, Гамлета, Достоевского... Не стану все перечислять. Вы не боитесь "синдрома Безрукова"? Безруков - прекрасный артист, но созданные им одно за другим "большие полотна": Пушкин, Есенин, Высоцкий, Иешуа и другие, - порой служат ему плохую службу.

Миронов: Вопрос - КАК играть? И не мне на него отвечать. Можно играть телефон (кивает на свой непрерывно светящийся мобильный) с богатым внутренним миром. Кстати, интересная мысль. Если мне завтра предложат сыграть Антона Павловича Чехова, то это намного интереснее, чем изображать "ходульных" героев, а такие предложения поступают сейчас "пачками". А тут - судьба и персонаж, который до конца и не разгадаешь. И по крайней мере точно будешь знать, что это время в жизни ты потратил не впустую.

РГ: Какое у вас любимое произведение Достоевского?

Миронов: "Братья Карамазовы".

РГ: Вы в четвертый раз в своем творчестве "встречаетесь с Достоевским". И вам наверняка будут предлагать еще и еще.

Миронов: Есть такие идеи. Но я должен какое-то время передохнуть. Материал прекрасный, но требует огромных физических и душевных затрат. Отдых необходим. А то может закончиться и клиникой.

Когда смотреть фильм

В эфире канала

"Россия 1"

Воскресенье, 22 мая

в 21.05, Понедельник - четверг, 23-26 мая,

в 21.00.

Кино и ТВ