Надо переходить на новые механизмы регулирования европейского рынка газа. В противном случае он рискует потерять свою привлекательность для иностранных инвестиций, в том числе и российских.
К такому выводу пришли участники международной конференции "Энергетический диалог Россия - ЕС: газовый аспект", которая сегодня стартовала в Берлине. Правда, каждая сторона видит эти механизмы по-своему.
Речь снова шла о "Третьем энергопакете", который уже вступил в силу. Он предполагает разделение функций добычи, транспортировки, продажи и распределения энергоресурсов, напомнил вице-спикер Госдумы РФ, президент Российского газового общества и модератор конференции Валерий Язев. И подчеркнул, что это может привести к утрате интереса инвесторов к развитию энергетической инфраструктуры и, таким образом, ослабит европейскую энергетическую безопасность.
"Мы предлагаем еще одну модель "третьего пакета". Она основана на концессионном принципе отношений инвестора и регулятора, - рассказал Язев. - И надо отменить экспроприацию основных энергетических инфраструктурных фондов у компаний-поставщиков". Концессионный механизм гарантировал бы возврат инвестиций с приемлемой прибылью. А потом модернизированный или вновь построенный объект можно передать государственным компаниям стран, где проходят эти инфраструктурные коридоры. Это, уверен Язев, позволит также резервировать дополнительные мощности для некоторых категорий клиентов, например предприятий малого бизнеса.
Но похоже, эти предложения пока не нашли ожидаемого отклика. Существует некое недопонимание позиций между российским бизнесом и регуляторами ЕС, пояснил свою позицию в интервью "РГ" глава Генерального директората по вопросам энергетики Еврокомиссии Филипп Лоу. "Я на это смотрю проще, - сказал он. - В России работают лидирующие и вполне конкурентоспособные энергокомпании. У них огромные ресурсы, и мы им предлагаем расширяться на европейском рынке. Но нужно понимать, что игроки рынка Европы сильно раздражены тем, что им приходится работать в условиях разных стандартов 27 правовых систем членов ЕС. То, что мы сегодня создаем в рамках Евросоюза - это единый рынок с едиными правилами торговли. Например, если российские компании хотят продавать газ или электричество, скажем, в Португалию или Испанию, то они смогут в рамках "Третьего энергопакета" это делать без дополнительных инвестиций в инфраструктуру. Мы видим здесь большой потенциал".
А гарантией возврата денег для российских инвесторов будет служить высокий спрос на газ в ЕС, покупательная способность потребителей и разумные цены на "голубое топливо". "Мы будем продолжать реализовывать "Третий энергопакет", поскольку считаем, что газовая инфраструктура должна находиться в управлении независимых компаний, - подчеркнул Лоу. - Это даст нам возможность развивать конкуренцию на рынке, привлекать новых игроков, в том числе малый и средний бизнес". И, несомненно, добавил он, это включает и российские компании, у которых, по его мнению, появляется возможность неплохо заработать, в том числе, предлагая свои услуги по генерации и передачи электроэнергии по всей Европе.
"Тем не менее, мы понимаем озабоченность российского бизнеса, которому нужен механизм, защищающий их инвестиции и позволяющий создавать дополнительные резервы мощностей. Уверен, что с подачи нового совместного предложения российского бизнеса в скором будущем нужные механизмы будут выработаны на уровне межправкомиссии", - уточнил Лоу. Говоря о недовольстве российского бизнеса в связи с усилением регулирования рынка, Лоу подчеркнул, что "Третий энергопакет" изначально не направлен на это. "Напротив, он внедрен для того, чтобы усилить конкуренцию на рынке и сделать уже существующую систему регулирования более эффективной. Кроме того, он не позволит некоторым вертикально интегрированным компаниям диктовать свои правила игры на нашем рынке", - полагает глава Генерального директората по вопросам энергетики Еврокомиссии.
Однако, по мнению российской стороны, поспешно внедрив "Третий энергопакет", европейские регуляторы не в полной мере учли долгосрочные прогнозы бизнеса по потреблению газа в еврозоне. "Разница между максимальным и минимальным прогнозами по потреблению газа в Европе до 2020 года, лежащие в основе "Третьего энергопакета" и нашими газовыми стратегиями, составляет 1,6 раза. По импорту - 1,8 раза, - рассказал в своем докладе заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский. - К 2030 году прогнозы несколько сближаются, но по-прежнему с разбросом в 1,3-1,5 раза". По мнению Минэнерго, это приводит к неопределенности по поводу поставок и, соответственно, инвестиционных планов как для российских, так и для иностранных компаний. Создаются дополнительные риски при строительстве мощных магистральных трубопроводов таких, как Северный и Южный потоки. А также по разработке новых месторождений Западной Сибири. "Эта ситуация может преодолеваться только через заключение долгосрочных контрактов", - уверен Яновский.
С такой позицией согласен и президент Союза газовой промышленности Европы (Еврогаз) Жан-Франсуа Сирелли. "Продуктивное сотрудничество на долгосрочной основе между поставщиками и потребителями газа было и останется ключевой темой развития газового рынка ЕС, - сказал он. - Тем не менее, эти деловые отношения должны быть адаптированы к новым изменениям и вызовам рынка. И стимулировать политиков принимать более взвешенные решения по правовому регулированию отрасли", - заключил Сирелли.
В итоге представители газового бизнеса России и Евросоюза договорились разработать пакет документов с предложениями к предстоящей в июне этого года рабочей встрече межправительственной комиссии по энергетики Россия-ЕС.