На "Деловом завтраке" в "РГ" руководитель департамента социальной защиты населения Москвы, министр правительства Владимир Петросян рассказал о переменах в социальной сфере города, о новых формах работы, в частности об эксперименте, который начался в мае.
Чтобы я так жил
Российская газета: Владимир Аршакович, Москва подключилась к эксперименту, который проходит в 16 регионах, по оказанию социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Много ли москвичей захотели в нем участвовать?
Владимир Петросян: К сегодняшнему дню подано 84 заявления от добровольцев, из них 27 семей - в Центральном округе, 25 - в Южном и 32 - в Северо-Восточном. Пока эти три округа участвуют в эксперименте. Всего планируется набрать 100 семей.
РГ: Кто эти добровольцы?
Петросян: Это трудоспособные горожане, попавшие в кризисную ситуацию, из которой хотят выбраться с помощью государства. Среди них - и неполные семьи, и те, кто воспитывает детей-инвалидов, и выпускники детдомов... Одно из условий: их доход не должен превышать среднедушевой прожиточный минимум в Москве - сейчас это 8656 рублей. Другое - не менее важное условие: готовность самих людей выполнять все условия социального контракта. Он заключается на срок до 6 месяцев, в исключительных случаях - до года. В течение этого времени город будет помогать им встать на ноги.
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
РГ: Чем - конкретно?
Петросян: В договоре пошагово прописываются обязательства обеих сторон - конечно, в зависимости от ситуации. Например, если человек не может найти работу по специальности, город берется помочь с трудоустройством. Если в семье маленькие дети, можно в порядке исключения оформить их в детсад на бесплатной основе. Если в семье есть пенсионер, при желании его определят на месяц в отделение дневного пребывания в центр социального обслуживания. Если мать одна воспитывает ребенка-инвалида, почему бы не организовать ей работу на дому? Можно приобрести для нее компьютер или швейную машинку... При необходимости семью поддержат продуктами, одеждой, а то и бытовой техникой.
РГ: И всем этим займется ваш департамент?
Петросян: Мы - координаторы. Если надо, наши специалисты подключат другие городские департаменты социальной сферы. Но и сам человек должен выполнять все условия социального контракта, а не сидеть сложа руки.
РГ: В каком случае результат будет считаться успешным?
Петросян: Если общими усилиями удастся вывести семью из кризиса, то есть из бедности.
РГ: Но сто семей не сделают погоду... В Москве, по данным Мосгорстата, бедных больше 10 процентов населения.
Петросян: Это пока эксперимент, который впоследствии распространится на тысячи москвичей. Конечно, в добровольном порядке. А потом будет принято соответствующее решение, и Москва перейдет на оказание адресной социальной помощи по соцконтракту. Тогда, надеюсь, исчезнет и такое явление, как социальное иждивенчество. Разве нормально, что 100 тысяч трудоспособных (!) москвичей предоставили в районные управления соцзащиты населения данные о нулевых доходах в течение года? И все они получают от государства социальные выплаты.
Квадрат: кому расход, кому доход
РГ: Москва гордится, что в этом году для неработающих пенсионеров установлен городской социальный стандарт в 11 тысяч рублей - выше в других регионах. Не сведет ли на нет это достижение переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, о чем на днях заявил вице-мэр Москвы Андрей Шаронов?
Петросян: Переход произойдет не в этом году, может, и не в следующем. Доходы пенсионеров тоже не стоят на месте. Кроме того, у многих есть льготы по "коммуналке": 46 тысяч москвичей полностью освобождены от оплаты и свыше 2 миллионов - на 50 процентов. И даже о монетизации коммунальных льгот пока нет речи. Хотя ее уже вводили в Москве год назад: допустим, 25-го числа человек получал сумму, равную его льготе, для расчета за коммунальные услуги за следующий месяц. Порядка 300 тысяч человек тогда успели этим воспользоваться, и были удивлены, когда прежнее руководство города в один момент отменило действующее постановление правительства. Эта система, по-моему, вполне разумная. И не забывайте, что для малоимущих существуют городские субсидии на оплату ЖКУ - ими пользуются свыше полумиллиона семей. Это те, у кого расходы по коммуналке превышают 10-процентную планку совокупного дохода.
РГ: Тем не менее квартплата многим окажется не по карману...
Петросян: Я спросил двух пенсионерок, которых встретил в Карловых Варах, хватает ли им пенсии, чтобы отдыхать на таком курорте? Или дети содержат? Они говорят: детей нет, объединились, живут в одной квартире, а другую сдают. На эти деньги всю Европу объездили. Вот такие бизнесмены. Так что столичная квартира - это не только расходы, но и доходы.
РГ: Что получают в обмен на свои квартиры старики, которые селятся в социальные жилые дома?
Петросян: Во-первых, ежемесячную компенсационную выплату, которая зависит от возраста клиента, от площади квартиры, - в среднем в диапазоне от 4 до 12 тысяч рублей. Сегодня около 400 человек проживает в социальных жилых домах, расположенных в Митино и Марьино. Всего четыре таких здания. Через два месяца будем вводить еще один социальный дом на 100 мест - в районе Дегунино.
РГ: А как быть, если человек захотел вернуть квартиру назад, а город ее уже реализовал?
Петросян: В этом случае подбирается равнозначная жилплощадь, правда, не всегда в прежнем районе. Или надо ждать, когда появится желаемый вариант. И, конечно, придется возвращать государству вложенные средства.
РГ: Будет ли расти спрос на эти дома?
Петросян: Думаю, да. Сегодня в "Моссоцгарантии" на социальном обслуживании находятся около 3 тысяч одиноких москвичей - это потенциальный контингент социальных жилых домов. Там и сейчас неплохие условия - есть телевизоры, холодильники, круглосуточно дежурит медперсонал, своя социальная столовая. Тем не менее там должна быть качественно иная инфраструктура, дополнительные услуги. Чтобы пенсионер за счет своего имущества мог повысить качество жизни, нужно вводить систему обратной ипотеки. Это когда государство кредитует человека за его имущество. Необязательно, чтобы он сдал свою квартиру прямо сейчас. Он может жить в ней до конца своих дней, но государство все это время будет поддерживать его благополучие. Или другой вариант. Та же "Моссоцгарантия" могла бы взять на себя сдачу в аренду квартир пенсионеров, которые за эти деньги захотят пожить, например, в комфортабельном пансионате. Мы сейчас откроем новый платный корпус в 31-м пансионате - там одноместные номера "люкс", с душем, красивой мебелью, бытовой техникой, медицинским обслуживанием...
РГ: А цена?..
Петросян: Она сопоставима с доходом от сдачи в аренду однокомнатной квартиры - примерно 25 тысяч.
Услуга по прейскуранту
РГ: В Москве до сих пор не утихают споры вокруг введения с 1 апреля платных социальных услуг - востребованы ли они?
Петросян: Москва в числе последних перешла на платные социальные услуги - в других регионах они давно оказываются за деньги. В городе немало пенсионеров, которым по закону не положены бесплатные социальные услуги (ими вправе пользоваться только одинокие и одиноко проживающие пожилые люди, которые не в состоянии себя обслуживать), но близкие готовы оплачивать уход за престарелыми родителями. Почему их лишать такой возможности?
С апреля нашими Центрами соцобслуживания (ЦСО) уже оказано более двух тысяч услуг почти на полмиллиона рублей. Никаких плановых заданий соцработникам никто устанавливает. Слава Богу, наши ЦСО стабильно финансируются городом. И все, кому они положены по закону, по-прежнему получают их бесплатно. В Москве на надомном (бесплатном) обслуживании числятся примерно 140 тысяч человек. Те, кому оказываются платные услуги, отличаются от них только тем, что живут с родственниками. Но они не меньше нуждаются в социальной помощи.
РГ: Как быть с психически больными стариками, которых опасно оставлять одних дома, но и отдавать в психоневрологический интернат близкие не желают? Есть ли возможность за щадящую плату предоставить им нормальное содержание?
Петросян: У нас пока невелик рынок платных услуг. Но в этом году откроем два новых пансионата, которые расположены в Рузе, замечательной природной зоне. Сюда будут принимать как бесплатно, так и за деньги. В результате получим около 300 дополнительных мест для страдающих психическими заболеваниями. Кроме того, начинается строительство пансионата на 700 мест в Салтыковке - тоже хорошее место. Но здесь будут жить люди с сохранной психикой. Сегодня в пансионатах системы соцзащиты, включая детские дома, проживают 16 тысяч человек. В очереди - еще 420. Но после ремонтных работ в социальных учреждениях, на которые мэр Сергей Собянин распорядился выделить около 3 миллиардов рублей дополнительно, прибавится еще 150 мест. Таких больших средств система соцзащиты не получала на протяжении долгих лет.
Ремонт века
РГ: Где в первую очередь планируете начать ремонт?
Петросян: Уже в этом году сможем отремонтировать около ста учреждений, в том числе - Центры соцобслуживания, пансионаты. Есть здания, где капремонта не было 20 лет. Наконец, сможем взяться за модернизацию сети социальных учреждений.
РГ: И кондиционерами их оснастите?
Петросян: Да у нас в 90 процентах ЦСО кондиционеры уже стоят! И в пансионатах они есть - в общих залах, столовых, холлах. А в каждой комнате и не надо. Многие старики категорически против кондиционеров. До полной обеспеченности установим в ближайшее время 271 кондиционер.
РГ: Недавно подписано постановление московского правительства о замене асфальта тротуарной плиткой. Как это скажется на передвижении инвалидов?
Петросян: Я обсуждал эту тему с инвалидами, в том числе - колясочниками. На самом деле никто не "против", вопрос лишь в качестве - и самой плитки, и укладки. За этим будем следить вместе с департаментом ЖКХ и благоустройства города. Там, где уложат плитку, обязательно будет выделена специальная полоса для слепых и слабовидящих людей.
РГ: Как ваши инспекции по делам инвалидов оценивают работу по адаптации городской среды?
Петросян: В целом - хорошо. За 2 года сделано немало: например, в городе появилось 28 тысяч сходов-съездов с тротуара на проезжую часть, везде разноцветная тактильная плитка для слепых. Но, конечно, бывает обидно, когда бюджетные деньги тратятся на халтуру. Иногда налепят кусок бетона под бордюр - вроде это пандус. Заставляем переделывать. К 2015 году планируем завершить в основном эту работу. Но город строится, так что без дела не останемся.
Мы все время говорим о доступности среды для инвалидов, но город должен быть удобным для всех - для мам с колясками, для пожилых людей, которых в Москве становится все больше. А чтобы они жили долго и полноценно, мы разработали целую программу активного долголетия. В рамках ее в октябре, надеюсь, откроем экспериментальный ЦСО в Марьино. Это центр будущего. Как и царицынский, который уже заработал. Здесь есть литературный и музыкальный салоны, даже бильярд-клуб... Если еще плавательный бассейн построим, будет вообще замечательно.
Поставьте компьютер
РГ: День Победы, когда ветеранам оказывалось особое внимание, уже позади. На какую поддержку они могут рассчитывать после праздника?
Петросян: Скоро еще один юбилей - 70-я годовщина разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. В городе создан оргкомитет, который возглавляет мэр. Он поручил нам обойти каждого участника Великой Отечественной войны, в том числе - защитника Москвы, и выяснить, кому какая нужна помощь. Мы обследовали условия 88 тысяч ветеранов. Например, выяснилось, что 600 человек нуждаются в социальной помощи на дому. Это удивительно, потому что участникам войны мы предоставляем соцработника в первую очередь. Но они до этого не обращались... Кому-то нужно обновить бытовую технику, а 74 человека захотели, чтобы им установили компьютеры... Мы составили целую программу индивидуальной помощи, и 20 мая я должен доложить ее мэру.
Но многое уже сделано в этом году. При Московском доме ветеранов войн и Вооруженных сил заработала служба сиделок. Пока на их попечении 120 ветеранов, но до конца года будет 360. Открыты четыре дневных стационара, которые обслуживают 600 одиноких стариков. С февраля действует социальная столовая, где каждый день бесплатно получают горячие обеды около 2 тысяч ветеранов войны. Дополнительно открыто 11 патронажных отделений для ухода за одинокими стариками. Только за счет этих новых форм мы смогли охватить социальным обслуживанием дополнительно 5 тысяч ветеранов.