20.05.2011 00:02
Культура

Участники Международного конкурса имени Чайковского будут играть на рояле нового поколения

Михаил Плетнев и Денис Мацуев сыграли вместе
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №107 (5483)
Читать на сайте RG.RU

Программой из сочинений романтиков Шумана и Листа Михаил Плетнев и Денис Мацуев закрыли в Москве юбилейный 20-й сезон Российского национального оркестра. В этот же вечер прошла премьера нового концертного рояля YAMAHA CFX, на котором будут играть участники XIV Международного конкурса имени Чайковского.

Завершившийся юбилейный сезон Российского национального оркестра можно назвать эталонным и для музыкантов, с высоким профессиональным тонусом исполнивших серию разноплановых программ, и для публики, создававшей в Концертном зале Чайковского постоянные аншлаги на выступлениях РНО и Михаила Плетнева и услышавшей раритетные для московской афиши сочинения - "Валькирию" Вагнера (дирижер Кент Нагано), "Немецкий реквием" Брамса, "Куллерво" Сибелиуса и другие.

Не исключением стал и последний в московском сезоне концерт РНО под руководством Михаила Плетнева, в эффектном романтическом "дискурсе" соединивший Вторую симфонию Шумана и сочинения Листа - Второй фортепианный концерт и "Пляску смерти" в исполнении Дениса Мацуева. Шумановская симфония в интерпретации Плетнева прозвучала неожиданно классично и ясно, несмотря на все нервические посылы обостренного болезнью сознания Шумана, а листовский "макабр" был исполнен в откровенно изобразительной романтической манере.

Симфонию Шумана Плетнев начал необычно - проводя вступительную тему в баховском ключе, в структуре полифонии, и погружая сразу в более устойчивое звуковое пространство, чем предполагала мятущаяся по смыслам шумановская партитура. Все контрасты первой части звучали без надрыва и углов, энергично выстраиваясь к финальному апофеозу с роскошным многоступенчатым крещендо, напомнившим финалы бетховенских симфоний. Но "баховское" начало не исчезало - пробивалось через протяжную линию струнных сквозь стремительное скерцо с легким кружащимся движением, изливалось строгой лирикой в дуэте гобоя и фагота в Адажио. И в каждой части Плетнев сохранял мерный, спокойный пульс оркестра, подчеркивал легкость звука, идущую родом из "венской" классики, а в романтически многослойной оркестровой ткани, как в живописи, высветлял отдельные темы и группы инструментов. И надо сказать, что такой ясной и оптимистичной Второй шумановской симфонии слышать еще не приходилось.

Второй концерт Листа и "Пляска смерти" в исполнении Дениса Мацуева служили в этот вечер цели презентации звуковых качеств рояля нового поколения YAMAHA CFX, которая будет представлена на XIV Конкурсе Чайковского. Лист с его пышной фортепианной фактурой, с эффектными аккордовыми массивами, яростной виртуозностью и хрустальной "лирикой", как нельзя лучше подходил к задачам такого рода. И рояль впечатление произвел - и в тончайших нюансах пиано в верхнем регистре, которые не заглушались оркестром, и в стремительных озвученных глиссандо, и в несколько вязких, но ярких аккордовых рельефах в нижнем регистре. Нельзя не заметить, что ансамбль Мацуева с Плетневым и РНО благотворно сказался на результате, придав листовским сочинениям живую романтическую картинность. Поэтому оркестровый "топот" жуткой кавалькады в "Пляске смерти" и завывания средневекового католического мотива Dies Irae (День гнева), финальные глиссандо рояля и страшные удары тарелок не смогли оставить публику равнодушной.

Музыка