20.05.2011 00:12
Культура

В Санкт-Петербурге завершился театральный фестиваль "Радуга"

В Санкт-Петербурге завершился фестиваль "Радуга"
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №107 (5483)
Читать на сайте RG.RU

Международный фестиваль "Радуга" уже двенадцать раз привозит в Петербург спектакли для подростков и молодой публики, с каждым годом расширяя свои географические и жанровые границы.

И вот уже в третий раз его афиша складывает при непосредственном участии художественного руководителя проектов ТЮЗа им. Брянцева Адольфа Шапиро. Это он предложил проводить мастер-классы выдающихся мастеров и театральных педагогов со всего мира. В третий раз проводит свой блистательный мастер-класс "Искусство диалога" Юрий Альшиц (Берлин), игравший в легендарном спектакле Анатолия Васильева "Шесть персонажей в поисках автора"; а вот греческий режиссер и актер Василис Лаггос, ученик Ежи Гротовского, впервые провел в России мастер-класс "Игра между искусством и жизнью". Он же показал спектакль "Фрагменты", где из стихии музыкального кампания рождается эллинская речь - речь Сафо и Софокла, Еврипида и Платона.

Не менее уникальной можно назвать и встречу, которую провел для участников фестиваля выдающийся американский режиссер Ли Бруер. Его мастер-класс назывался "Диалектика спектакля: синтез мотивационного и формалистического подхода к актерской технике". Несмотря на академизм названия, речь шла о самых насущных аспектах актерской техники - о легкости и вариативности, о смене перспективы, о парадоксальности, которая возникает при переключении регистров, когда в условном существовании возникают пронзительные психологические мгновения. Накануне Саратовский ТЮЗ им. Киселева показал его спектакль по пьесе Сэма Шепарда "Проклятие голодающего класса". Легенда мирового театра, автор таких театральных шедевров, как "Эдип в Колоне" и "Кукольный дом", рассказал о влиянии Тадеуша Кантора и Ежи Гротовского на американский авангард, о поисках того религиозного экстаза, который роднит древнегреческий театр с живой традицией афроамериканской церкви, а древнегреческий хор - с экстатическим спиричуэлом.

В специальной программе нынешнего фестиваля - конференция о современной эстонской драматургии, которую представили знаменитый драматург, режиссер и политик Яак Аалик.

Фокус на эстонской драматургии возник не случайно. Прежде всего благодаря давней творческой связи Адольфа Шапиро с эстонским театром. Фестиваль открывал спектакль Городского театра Таллина, ставшего для Шапиро вторым домом, "Красные носы" в постановке Эльмо Нюганена.

А еще два дня спустя театр Endla из Пярну представил пьесу молодого драматурга Урмаса Вади "Балетмейстер" (реж. Андреас Ноорметс). Пьеса, ставшая лучшей эстонской пьесой 2009 года, производит сильное впечатление своей идеологической и юмористической свободой. Квазиисторическая фантасмагория начинается летом 1940 года, когда президента Эстонской республики похищают и прячут в психиатрической лечебнице НКВД в Казани. А в это время один из друзей-пожарных, участвующих в соревнованиях по метанию молота в Таллине, исчезает со стадиона, а его друг Эрик (Аго Андерсон получил за эту роль статус лучшего актера года) пускается на его поиски. По дороге он вовлекается в секретную миссию по спасению президента и под видом балетмейстера народных танцев едет с друзьями в Россию. Легкость, с которой Эрик превращается из пожарника-молотометателя в талантливого балетмейстера, поражает воображение. Обаянию и дикому напору его танца поддается номенклатурная дама: влюбившись в горячего эстонского парня, она устраивает ему тур по советской России - от Кремля до Казани. А патриот Эрик от ее женских чар едва не забывает о своей миссии. Но, приникнув все же в лечебницу НКВД, где вместе с "императором Николаем Вторым" томится эстонский президент, он неожиданно понимает, что того не волнует ничего, кроме его счета в Швейцарском банке.

Впрочем, и сталинская Россия напоминает в пьесе скорее нынешнюю - с ее культом рыночных ценностей, где легко продаются автоматы и танки, а вокзальный воришка гибнет под пулями солдат-бандитов. Смешав знаки всех времен и стран, пьеса обретает легкость новой оптики, освобожденной от старых фобий, чтобы обратить внимание на новые.

Спектакль, поставленный с каким-то несвойственным эстонской культуре темпераментом, заканчивается долгим и блистательным народным танцем, полным юмора и изысканной силы.

Танцуя, герои этого квазиисторического спектакля-путешествия объявляют эстонскую танцевальную революцию (против предателей-президентов? против рыночных ценностей?), окончательно завоевав сердца фестивальной публики.

Еще один архитеатральный спектакль привез на фестиваль петербуржец Александр Морфов. В своем родном театре "Иван Вазов" (София) он сочинил сиквел "В ожидании Годо": "Волшебная ночь" - это история про то, что случилось на следующий день после конца беккетовской пьесы. Жонглируя репликами из пьес Беккета, Ионеско и Мрожека, танцуя и распевая джаз, развлекая друг друга самыми нелепыми лацци и фокусами, два клоуна, две маски всемирной комедии дель арте Владимир - Елмазов и Эстрагон - Пеев насыщают пространство отчаянным юмором, меланхолией и блистательной импровизацией. Джаз, по Морфову, является не только формой, но и смыслом человеческого существования. В сознании конца люди могут только сочинять свою собственную жизнь, как делают это Владимир и Эстрагон последней волшебной ночью. Они "плывут" по венецианским каналам, "пролетают" над Парижем и в итоге дарят публике чувство веселой печали. Классическая чаплиниада - нежная и хрупкая клоунада человеческого существования - заканчивается аттракционом двойного самоубийства: приставив пистолет к виску своего приятеля, другой ищет предполагаемое место вылета пули, чтобы приставить к нему свой открытый рот. В этой позе они и замирают перед нами, оставляя место надежде.

Кроме этих явно недетских, но таких важных для юношеского сознания работ, на фестивале состоялась и специальная программа представления новых драматургов и режиссеров. Московский ТЮЗ представил спектакль, поставленный Дмитрием Егоровым по пьесе Александра Молчанова "Убийца", Лаборатория "ON. Театр" (Петербург) - спектакль Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко "Запертая дверь", а из Прокопьевска привезли спектакль Марата Гацалова по пьесе Вячеслава Дурненкова "Экспонаты" (спецприз жюри "Золотой маски").

Ну, а завершился фестиваль "Радуга" спектаклем Адольфа Шапиро "Король Лир" с Сергеем Дрейденом в заглавной роли.

Театр Санкт-Петербург Северо-Запад