Лев Николаев - это лучшее, что было на нашем телевидении. Он создатель передач "Очевидное - невероятное", "Цивилизация", "Под знаком Пи", автор более 100 научно-документальных фильмов.
Парадоксально, что в те времена, когда наука почти ушла с телевидения, когда экран заполонили сериалы, попса и всяческая мистика, именно Николаев получил от коллег самую большую коллекцию телевизионных призов "ТЭФИ". Это ли не подлинное признание, что называется, по гамбургскому счету.
Конечно, он всех поражал тем, что о самом сложном говорил простым и доступным языком. Казалось, знал все - физику и генетику, химию и историю, литературу и музыку. Человек из другой эпохи, эпохи Ренессанса. Его девизом были слова Даниила Данина, автора знаменитой книги "Неизбежность странного мира", которую в 60-е годы читали даже те, кто мало что в ней понимал: "Задача популяризатора - соблазнять, заманить читателя в новый для него мир, а дальше он уже пойдет сам". Лев Николаев был выдающимся соблазнителем, он заразил наукой десятки тысяч людей самого разного возраста.
Лев Николаевич не раз бывал гостем "РГ", и мы, в частности, обсуждали, почему люди больше склонны верить всяким небылицам, а не доводам ученых. С этим человеческим феноменом очень трудно бороться, считал Николаев, так как вера в чудо лежит в нашей природе. Может быть, даже на генетическом уровне. И человек не поверит, что перед ним мошенничество, пока на 100 процентов в этом не убедится.
Конечно, это вызов создателям нынешних телепередач. С одной стороны, они не должны идти на поводу у этого человеческого интереса к чуду, к сверхъестественному, не подогревать этот интерес, а с другой - настойчиво разъяснять суть дела. И самое главное - делать это лучше, занимательнее, чтобы мистика проигрывала, чтобы зритель переключал кнопку на настоящую науку. Он умел делать это виртуозно. Льву Николаеву было всего 73 года.