Мосгордума предложила в 2011 году отменить льготные арендные ставки для малого и среднего бизнеса. Это коснется даже таких видов ГЧП, как индустриальные парки, технопарки и бизнес-инкубаторы.
Льготы для определенных категорий арендаторов были введены столичными властями в 2008 году на фоне финансового кризиса. Предоставление льготной ставки арендной платы за нежилые помещения было основным механизмом имущественной поддержки субъектов малого бизнеса также и в 2009-2010 годах. На особые условия аренды могли претендовать малый и средний бизнес, фирмы, участвующие в реализации программ социально-экономического развития, реформирования ЖКХ, инновационной системы и научно-технической сферы города.
При этом, по данным исследования Счетной палаты РФ, эта мера была безадресной и распространялась на всех арендаторов, вне зависимости от основного вида их деятельности, а результаты предоставления льгот не отслеживались. "Льгота на арендную плату приводит к сдаче помещений в субаренду по рыночной ставке, - считает первый заместитель руководителя департамента имущества Москвы Наталья Бочарова. - Это не поддержка малого и среднего предпринимательства, а паразитирование на городском и государственном имуществе".
"Конечно, в нынешних условиях любое повышение ставок малый бизнес переживает довольно остро, - комментирует инициативу Мосгордумы гендиректор технопарка "Дубна" Сергей Караткевич. - А если учесть, что с начала года это уже второй удар по предпринимателям (первым было повышение ставок страховых взносов), ситуация выглядит довольно тревожной. Но с другой стороны, такое повышение ставки может остаться вне поля зрения большинства МП, поскольку арендой гос- и муниципальных площадей пользуются немногие. Дело в том, что в городской собственности пригодных для бизнеса помещений почти нет. Таким образом, практика широкого предоставления арендных льгот существует только на бумаге".
До снижения арендной ставки в 2008 году эта цифра находилась в пределах 10 тысяч рублей за "квадрат". С одной стороны, по мнению аналитиков, столь значительное снижение было очень большой помощью бизнесу. С другой - в механизме предоставления арендных льгот маленьким компаниям было так много подводных камней, что в итоге все эти льготные ставки оказывались мнимыми. Например, муниципальные помещения сдаются, как правило, не только без ремонта, но и без минимальных коммуникаций. "Это чаще всего голый подвал, зачастую без пола и стен, с вырытым котлованом и грязью, - говорит гендиректор Международного фонда "Содействие предпринимательству" Андрей Бунич. - При аренде у города такого помещения предприниматель в итоге тратит еще не менее 2-3 млн рублей на элементарные удобства: подключение электроэнергии, ремонт, коммуникации. А помещения, которые находятся в приличном состоянии, город не выставляет. Таким образом, по факту оказывается, что арендовать площади у города вовсе не дешевле. Кроме этого, существует огромное число различных административных барьеров и ограничений. К примеру, в случае задержки платежа город очень быстро расторгает договор. К тому же первый договор заключается всего на 11 месяцев, и велика вероятность, что его не продлят по неким коррупционным причинам".
Ранее Мосгордума в качестве меры поддержки предлагала упростить процедуру и условия приватизации госимущества малыми и средними предприятиями. Однако аналитики сошлись во мнении, что и это не лучший способ поддержать малый и средний бизнес. "Предлагаемые изменения, на мой взгляд, могут привести только к тому, что все площади в Москве выкупят не малые предприниматели, а "дочки" "клановых корпораций", - отметил Андрей Бунич. - В итоге они приберут к рукам весь город, поделят его пополам, и будут потом предоставлять малому бизнесу помещения в аренду по огромным ставкам". По данным Росстата, на 1 января 2011 года на территории столицы действовало почти 393 тысячи хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства.