На прошлой неделе минобрнауки, минэкономразвития и Центр развития ГЧП провели экспертное совещание по теме "Развитие социальной инфраструктуры: механизмы государственно-частного партнерства как инструмент привлечения инвестиций в сферу образования". Эксперты и представители власти поставили задачу выявить эффективные механизмы государственно-частного партнерства для развития сферы образования в России. О том, что это за механизмы и как они должны работать, "РБГ" беседует с председателем правления Центра развития ГЧП Павлом Селезневым.
- Какие проблемы образования могут быть решены с помощью ГЧП?
- В первую очередь финансовые, но не только. Российское образование остро нуждается в финансовых ресурсах и внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания. Проблема в том, что бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования, не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому без прямого привлечения компетенций и инвестиций частного сектора не обойтись.
- Разве сегодня частные инвестиции не поступают в образование?
- Поступают, но далеко не во все сферы. И, как правило, не в рамках государственно-частного партнерства. Под ГЧП в образовании пытаются "подогнать" все, что угодно, все формы сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, например, формирование попечительских советов из представителей общественности и бизнеса при учебных заведениях, школах и вузах, создание фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) при вузах, какие сформированы сейчас, например, при Академии им. Плеханова или МГИМО. На самом деле это относится к благотворительности, социальной ответственности. Но не имеет отношения к ГЧП.
Пока российский опыт государственно-частного партнерства в области образования ограничивается строительством и ремонтом зданий и сооружений образовательных учреждений, реализуемых в рамках госзакупок. Банки и профессионалы, развивающие инфраструктуру, строят и реконструируют объекты образования в рамках ГЧП. А вот государственно-частное партнерство в области услуг не развито, в том числе управление зданиями образовательных учреждений, обеспечение поддержания материальных средств в образовательных учреждениях и управление такими учреждениями. Главных причин две: с одной стороны, не сформирован спрос на ГЧП со стороны субъектов РФ и муниципальных образований в области образования, с другой стороны, отсутствует предложение со стороны частного сектора. Чтобы процесс сдвинулся с мертвой точки, необходимо развивать нормативную и институциональную базу для ГЧП в образовании.
- Какие шаги нужно для этого предпринять?
- Во-первых, создать рабочую группу по ГЧП в области образования, в том числе с целью формирования пакета предложений об изменении действующего законодательства. Во-вторых, организовать в министерстве науки и образования отдельную структурную единицу, управление или департамент, которая на постоянной основе будет заниматься вопросами ГЧП в области образования. Кроме того, необходимо подготовить концепцию развития ГЧП в области образования. И, разумеется, использовать опыт других государств, которые реализуют проекты ГЧП в области образования, для чего наладить связь с организациями и министерствами этих государств. Наконец, необходимо продвигать информацию о возможности осуществления ГЧП в области образования, рассказывать о преимуществах государственно-частного партнерства в этой сфере в средствах массовой информации, работать в этом направлении с субъектами РФ и муниципальными образованиями.
- Расскажите подробнее об опыте других государств в реализации ГЧП-проектов в сфере образования.
- ГЧП в сфере образования распространяется как в развитых, так и в развивающихся странах. Например, частная финансовая инициатива (PFI) в Великобритании - крупнейшая ГЧП-образовательная программа в мире. В рамках этой инициативы частный сектор был вовлечен в проектирование, строительство и обслуживание инфраструктурных объектов. В 1997 году правительство Великобритании объявило о том, что ГЧП является основным инструментом программы капитальных вложений в сферу образования. И РFI-модель стала эталоном для ГЧП-программ по всему миру.
В Египте и Мексике реализуются школьные ГЧП-проекты. В Египте школьный проект стартовал в конце 2006 года, он предусматривал строительство 300 школ в 23 провинциях. Поддержка инициативы правительства Египта частным сектором привело к расширению пилотной программы до 2210 школ. Программа предусматривает, что правительство Египта обеспечивает земельные участки, а частный сектор - проектирование, строительство, финансирование и снабжение школ (DBOLT). Причем соглашения заключаются на срок 15-20 лет.
А в Австралии ГЧП используется не только для финансирования, проектирования, строительства, но и для управления школами в Новом Южном Уэльсе. Контракты заключаются на 30 лет.
- То есть модели ГЧП за рубежом используются разные. Такое разнообразие актуально и для нашей страны?
- Да. И вот почему. В разное время существует разный спрос со стороны публичного сектора: например, необходимо разное количество объектов недвижимости (школ, детских садов). Может возникнуть необходимость в управлении учебными заведениями (ПТУ и колледжами), в управлении объектами недвижимости, в которых, к примеру, нужно сделать текущий ремонт, обеспечить их оборудованием и мебелью, уборкой и пр. С другой стороны, в разное время есть разные предложения со стороны частного сектора: например, может быть разное качество строительства объектов недвижимости, услуг по управлению объектами недвижимого имущества и услуг по управлению учебными заведениями. А следовательно, законодательство о государственно-частном партнерстве должно создать условия для реализации ГЧП по разной модели партнерства - с разным набором услуг, работ и товаров. То есть в законодательстве не должно быть препятствий для реализации ГЧП по любой модели договоров.
- Можете привести примеры реализации проектов ГЧП в сфере образования в России?
- Первые проекты с использованием внебюджетных инвестиций появились в таких регионах России, как Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург. Так, 31 марта 2011 г. состоялось подведение итогов открытого конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга.
- Каковы преимущества ГЧП в образовании?
- Если говорить о финансовых проблемах, то государственно-частное партнерство позволяет привлечь недостающие средства для модернизации материально-технической базы образования, ликвидировать дефицит ресурсов, необходимых для модернизации. В первую очередь это бюджетные ограничения регионов, ответственных за развитие образовательных учреждений. Но дело не только в финансах. Государственно-частное партнерство должно обеспечить своевременность и эффективность в предоставлении образовательной инфраструктуры, а потом, когда эта инфраструктура будет создана, ГЧП позволит повысить эффективность и качество предоставляемых услуг. Например, школьникам и студентам даст возможность получить специализированные навыки, которые могут быть недоступны публичному сектору. ГЧП поможет преодолеть операционные ограничения, такие как устаревающая шкала заработной платы по государственным регламентам. В числе преимуществ для частного сектора - более быстрые процедуры закупок. Публичному сектору партнерство позволит сосредоточиться на функциях, где у него есть сравнительное преимущество, например подготовка учителей. Но, пожалуй, одна из главных выгод для всей системы образования - преодоление коррупции, поскольку ГЧП позволяет сделать стоимость услуг более прозрачной.