Ученые уверены: вулкан Гримсвотн, начавший извергаться в ночь на воскресенье, выбрасывает в десятки раз больше пепла, чем знаменитый Эйяфьятлайокудль, который весной 2010 года полностью парализовал авиасообщение над всей Европой. Тем не менее у экспертов есть основания полагать, что на этот раз транспортного коллапса европейского масштаба удастся избежать.
По мнению британского вулканолога Дэйва Макгарви из Открытого университета в Милтон-Кейнесе, Гримсвотн действительно выбрасывает в атмосферу от 10 до 100 раз больше пепла, но пепловые частицы больше и тяжелее. А это означает, что они будут быстрее оседать на землю. Иными словами, нужен практически штормовой ветер в юго-восточном направлении, чтобы накрыть всю Европу опасным для самолетов облаком.
С Макгарви согласна и геофизик метеослужбы Исландии Сигурлауг Хьялтадоттир, которая пояснила, что Гримсвотн выбрасывает базальтовый пепел, который не содержит столько соединений кремния, как в случае Эйяфьятлайокудля: "Кремниевая магма более вязкая и, следовательно, провоцирует более мощные взрывы. В то же время базальтовая магма продуцирует пепел только в присутствии воды или льда".
Оптимизма добавляют первые заявления группы экспертов из Европейского союза. "Выводы из событий прошлого года сделаны", - заявила официальный представитель Еврокомиссии Хелен Кернс. Она уверена, что на этот раз готовность ЕС к подобному природному бедствию совсем иная.
"Решения будут приниматься прежде всего исходя из интересов безопасности пассажиров", - подчеркнула представитель Еврокомиссии. То есть, по ее словам, предполагается "более гибкий режим, который позволит максимизировать число полетов". Перед специалистами стоит двойная задача: предупредить худшее, но также и ограничить нарушения движения воздушного транспорта. Как известно, вулканический пепел представляет собой серьезную угрозу для самолетов, поскольку его частицы, попадая в реактивные двигатели, могут быстро выводить их из строя.
В то же время Кернс дала понять, что в случае ухудшения обстановки главные воздушные пути Европы будут немедленно закрыты. И большинство потенциальных авиапассажиров прислушались именно к этим ее словам, а не к уверениям ученых в безобидности тяжелого пепла. Одними из первых на возможность аннулирования тысяч рейсов отреагировали биржи Старого Света. Котировки акций европейских авиакомпаний немедленно поползли вниз. Бумаги Air France-KLM за один день снизились в цене на 4%, EasyJet - на 3,8%, Lufthansa - на 3,7%.
Обрушение котировок акций авиакомпаний опередил лишь президент США Барак Обама. Вулкан Гримсвотн, очевидно, представил его протоколу, а также секретной службе насколько весомые аргументы в пользу своих явно нешуточных намерений, что хозяину Белого дома в экстренном порядке пришлось на ходу ломать график своего европейского турне. Из Ирландии в Лондон Обама вылетел в понедельник вечером - почти на сутки раньше, чтобы успеть очутиться в британской столице до вулканических "гостинцев".
В то же время представитель Евроконтроля заявил, что распространение облака вулканического пепла не должно повлиять на дальнейший график европейского турне Барака Обамы. Трехдневный визит президента США в Великобританию, как ожидается, завершится в четверг утром. Из Лондона Обама собирается отправиться во французский город Довиль, где состоится саммит "большой восьмерки".
Тем временем во вторник одно облако пепла все же дошло до Лондона, а другое по северному маршруту, обогнув Скандинавию, добралось до российских границ. Ситуация осложняется тем, что в ближайшее время не будет такого ветра, который смог бы разогнать облако. Тут тревогу забили и в Париже, где объявили, что не исключают возможности отмены ряда рейсов: "Одно можно сказать определенно - если Европа окажется затронутой, то полеты будут отменены".
В итоге во вторник в Европе было отменено более 250 рейсов. "Облако пепла достигло Шотландии и севера Ирландии, и авиакомпании приняли решение не совершать полеты в опасных зонах, в которых отмечена высокая концентрация пепла. Облака пепла в конце дня достигли юга Скандинавии, Дании и части Германии. Далее они могут продолжить свое движение на юг и затронуть Францию, затем Испанию, но когда именно это произойдет, сказать сложно", - сообщил представитель Евроконтроля.