25.05.2011 00:44
Экономика

Стоимость акции "Яндекса" на американской бирже Nasdaq выросла до 25 долларов

Российский поисковик надеется привлечь на американской бирже более миллиарда долларов
Текст:  Антон Благовещенский
Российская газета - Федеральный выпуск: №110 (5486)
Читать на сайте RG.RU

Успешное размещение акций крупнейшего российского поисковика на американской бирже стало закономерным развитием событий в интернет-секторе.

Голландская компания Yandex N.V., владеющая самым популярным в Рунете поисковым ресурсом "Яндекс", в ночь с 23 на 24 мая 2011 года провела первичное размещение акций на американской бирже Nasdaq.

В ходе IPO стоимость акции компании была определена на уровне 25 долларов. Всего инвесторам было предложено более 52 миллионов акций класса "А", а объем привлеченных средств, таким образом, составит 1,3 миллиарда долларов. Вся компания оценивается примерно в 8 миллиардов долларов США. Примечательно, что еще несколько дней назад объем привлеченных инвесторских средств оценивался примерно в 1,1 миллиарда долларов.

Накануне, перед закрытием книги заявок на IPO, "Яндекс" повысил диапазон цены акции с 20-22 до 24-25 долларов. Это произошло в связи с высоким спросом на ценные бумаги компании. В итоге размещение прошло по верхней границе коридора, то есть по 25 долларов за акцию.

В продажах акций принимали участие и топ-менеджеры компании. Так, основатель и генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож заработал 101 миллион долларов, технический директор Илья Сегалович - более 20 миллионов долларов. В числе других крупных продавцов акций компании можно назвать фонды Tiger Global и Baring Vostok Capital, причем последний является крупнейшим акционером "Яндекса" - его доля по итогам IPO составила 26 процентов. При этом Baring Vostok Capital заработал на размещении акций 156 миллионов долларов.

Успешному размещению предшествовал ряд достаточно значимых факторов. Во-первых, в 2010 году крупная российская интернет-компания Mail.ru провела IPO с привлечением примерно 1 миллиарда долларов инвесторских средств и подогрела интерес западных инвесторов к российскому сегменту интернет-рынка. Во-вторых, совсем недавно американская социальная сеть LinkedIn не менее успешно вышла на биржу, а ее акции в первый день торгов выросли более чем вдвое. Поэтому интерес к "Яндексу" в какой-то мере был предопределен заранее.

"Интерес инвесторов к участию в IPO "Яндекса" выглядит, на мой взгляд, вполне закономерным, поскольку базируется на ряде мощных фундаментальных драйверов роста бизнеса поисковика, - считает Татьяна Земцова, аналитик ИК "ФИНАМ". - Так, "Яндекс" является признанным лидером российского рынка онлайн-поиска и выступает, таким образом, основным бенефициаром динамично растущего отечественного рынка интернет-рекламы, который только по итогам 2010 года вырос на 40 процентов. Высоким потенциалом роста обладает и мировой рынок интернет-рекламы, где планирует расширять свое присутствие "Яндекс": в 2011 году его рост может составить 12,5 процента, а среднегодовая динамика до 2015 года будет превышать 10 процентов".

В числе общих факторов, способствующих высокому интересу к IPO "Яндекса", аналитики также выделяют повышенный спрос на интернет-активы развивающихся стран, которые в последние годы резко нарастили свою капитализацию. "Высокому ажиотажу, на мой взгляд, еще мог способствовать определенный отложенный спрос на акции "Яндекса", который в связи с негативной рыночной конъюнктурой был вынужден перенести IPO с осени 2008 года на весну 2011 года", - отмечает Татьяна Земцова.

К выходу на биржу "Яндекс" готовился еще до кризиса 2008 года, однако затем это решение было отложено на неопределенный срок вследствие негативной финансовой ситуации в мире. Решение не спешить с IPO было в достаточной степени дальновидным - ведь еще год назад "Яндекс", который сейчас стоит около 8 миллиардов долларов США, оценивался лишь в 2,5-3 миллиарда, то есть почти в три раза меньше.

Полученные в результате IPO средства "Яндекс" потратит на собственное развитие. Деньги уйдут на закупку нового оборудования для собственных дата-центров и обновление технической инфраструктуры.

Связь Яндекс Американские биржи