24.05.2011 00:30
Экономика

Евгения Зусман: Появилась тенденция перехода от мегапроектов к региональным и муниципальным ГЧП-проектам

От мегапроектов к региональным и муниципальным ГЧП-проектам
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №17 (799)
Читать на сайте RG.RU

Евгения Зусман, старший юрист-аналитик практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX:

Тенденция перехода от реализации мегапроектов к реализации проектов ГЧП на региональном и муниципальном уровне связана, с одной стороны, с развитием регионального ГЧП-законодательства, с другой стороны - с тем, что такие проекты позволяют более оперативно обеспечивать потребности как частного партнера в заключении долгосрочных контрактов, так и региона/муниципалитета в создании/модернизации инфраструктуры. Также на региональном уровне возможно более эффективно регулировать вопросы предоставления господдержки по проектам. Думается, что в ближайшей перспективе эта тенденция не утратит актуальности.

С момента принятия концессионного законодательства было очевидно, что возможность реализации концессий с применением только схемы BТО ( Вuild-Transfer-Operate) значительно ограничивает стороны в свободе структурирования проектов. Одной из актуальных схем, успешно применяющихся в зарубежных странах, стала модель DBFM (Design-Build-Finance-Maintain). В 2010 году активно прорабатывались законодательные инициативы в целях реализации этой модели в России. Отметим, что отдельные лица, выступающие на стороне государства в проектах ГЧП, могут уже сейчас реализовывать проекты с использованием указанной схемы. Так, ГК "Автодор" при структурировании проектов может руководствоваться нормами гражданского законодательства, собственными закупочными регламентами, а также нормами законодательства о концессиях. Кроме того, ряд федеральных и региональных проектов уже прорабатывается с учетом данной схемы. В качестве примеров можно привести проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, а также проекты ГК "Автодор" (М-1 "Беларусь", М-4 "Дон"). Положительным моментом является то, что в настоящее время поправки в законодательство предлагаются исходя из практики проработки правовой и инвестиционной составляющих проектов.

Изначально ГЧП в России ассоциировалось крупными федеральными проектами с финансированием из Инвестиционного фонда РФ. Затем на первый план вышли концессии. В последние несколько лет параллельно с инициативами по расширению возможных схем реализации ГЧП-проектов реализовывались инициативы по переформатированию крупных федеральных проектов, которые претендовали на получение финансирования Инвестфонда.

При этом наблюдались такие тенденции, как дробление крупных проектов на более мелкие, использование инструментов проектного финансирования для реализации крупных проектов. Также наблюдалась обратная тенденция консолидации проектов на региональном и муниципальном уровне.

Если позиция региональных администраций в отношении первых ГЧП-проектов была сдержанно-настороженной, то сегодня многие регионы стали гораздо активнее на переговорах с инвесторами. Позиция администраций регионов, нуждающихся в притоке частных инвестиций, чаще всего заключается в следующей формуле: максимум региональных льгот и механизмов поддержки для инвестора, готового инвестировать средства в объекты региональной инфраструктуры. Если на старте реализации проектов ГЧП инвесторы были заинтересованы в получении в первую очередь средств государственной поддержки, в отношении которых подробно прописана процедура предоставления, то теперь инвестор рассматривает более широко возможности привлечения как прямых, так и косвенных средств господдержки. В качестве такой поддержки рассматриваются разнообразные меры, позволяющие частному инвестору на более выгодных условиях привлечь заемное финансирование в проект или получить финансирование от государства. Так, интерес для инвестора представляют государственные гарантии, соглашения о гарантированном спросе, субсидирование процентной ставки по кредитам и т.п. Кроме того, в качестве косвенных мер господдержки инвесторами нередко рассматриваются участие крупного госбанка в структурировании сделки, участие государственной инфраструктурной монополии в SPV и т.п.

В качестве еще одной положительной тенденции, наметившейся в последние 2 - 2,5 года, можно также отметить рост числа ГЧП-проектов в связи с посткризисным восстановлением экономики страны. При этом отмечается рост интереса к реализации инвестпроектов у консервативных инвесторов (к примеру, управляющих пенсионными накоплениями). Так, нередко крупные управляющие компании участвуют в реализации ГЧП-проектов в качестве концессионера (акционера SPV-концессионера), а также в иных формах.

Динамика инвестиций в основной капитал в РФ

Бизнес Инвестиции