25.05.2011 01:00
В мире

Нацбанк Беларуси девальвировал национальную валюту на 56 процентов

Реальная экономика прибывает на Белорусский вокзал
Текст:  Владимир Ефанов
Российская газета - Столичный выпуск: №110 (5486)
Читать на сайте RG.RU

То, о чем эксперты предупреждали задолго до президентских выборов в Белоруссии, произошло. Белорусский рубль обвалился, а жители страны, убаюканные пропагандой о стойкости "зайчика" и стабильности экономики, проснулись во вторник утром обедневшими почти наполовину. А многие пенсионеры - и нищими.

Если в понедельник официальный курс составлял чуть более 3 тысяч белорусских рублей за американский доллар, то во вторник утром - 4930 рублей.

Девальвация составила 56 процентов. С начала года - более 60. Средняя зарплата в 500 долларов, щедро обещанная Александром Лукашенко накануне выборов, упала до трехсот с хвостиком. По оценке некоторых экспертов, может быть и несколько завышенной, страна влетела в самый глубокий и масштабный кризис со времен развала СССР.

Собственно, де-факто обвал произошел много раньше. Это произошло после того, как белорусские власти с больших и малых трибун начали убеждать граждан в том, что штурмовать обменники нет никакой необходимости. Еще в январе председатель правления Национального банка республики Петр Прокопович на чистом глазу заявлял, что коридор колебаний курса белорусского рубля к корзине иностранных валют будет не то что расти, но даже сужаться. "Мы с уверенностью можем сказать, что в этой пятилетке курс национальной валюты будет стабильным и предсказуемым. Все могут планировать свою работу и свое поведение не только на этот год, но и на пять лет", - заверял главный банкир.

Граждане Белоруссии, наученные опытом девальвации 2009 года, на этот раз обещаниям не поверили и поступили ровно наоборот.

К пунктам обмена валют пришли толпы, валюта была выметена в считаные дни. Сегодня, чтобы купить заветный доллар (евро, российский рубль и даже гривну), надо отстоять очередь (по записи) в 200, а то и 300 человек. Зафиксированы попытки захвата очереди крепкими парнями, как пишут в Интернете, кавказской национальности. Порядок наводит белорусский ОМОН.

Впрочем, народ штурмует не только пункты обмена валют, но и прилавки магазинов. По той же схеме: чем настойчивее власти убеждают людей в стабильности цен и наличии товаров на складах, тем больше ажиотаж. Сначала сметали крупы и подсолнечное масло, теперь - соль, мясо, импортные и отечественные телевизоры, холодильники, пылесосы... К финансовому кризису добавился кризис доверия к власти. И это для белорусского руководства, идеологию которого с утра до вечера раскручивают все государственные СМИ (других в Белоруссии практически не существует), звонок куда более серьезный. Недовольство растет. Так, девальвация еще не была официально объявлена, а слухи о ней вызвали волнение на Минском тракторном заводе, где рабочие нескольких цехов, недовольные безудержным ростом цен, прекратили работу и потребовали на разборку дирекцию предприятия.

Впрочем, как считают эксперты, несмотря на масштабы проведенной девальвации, спасительного для экономики дна белорусский рубль еще не достиг. По мнению руководителя Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергея Балыкина, Нацбанк избрал наиболее трудный путь к неизбежному результату. По словам эксперта, объявив нынешний курс доллара в 4930 белорусских рублей, он по большому счету не решил проблемы валютного рынка, но еще больше напугал и раззадорил население и бизнес. Такой путь будет наиболее долгим и мучительным. Независимые белорусские экономисты считают, что правительство отказывается признать тот факт, что реальный курс доллара сложился еще до официального решения, причем на уровне гораздо большем, чем предложил Нацбанк. Своими действиями он только провоцирует девальвационные ожидания, считает Сергей Балыкин. Единственным решением сейчас стал бы отказ от всяческих попыток удержать курс рубля административными методами. Если бы власти решились на такой шаг, то курс в конце концов стабилизировался бы на отметке примерно 6-7 тысяч белорусских рублей за доллар.

Минск на связи

Виталий Рымашевский, экс-кандидат в президенты Белоруссии:

- Какая обстановка в Белоруссии? Да нормальная. Все как всегда (смеется). Все только начинается: сейчас люди не будут сдавать валюту, и, по моим прогнозам, на "черном рынке" через неделю-две курс полезет вверх еще сильнее.

Продукты есть, но они дорожают. И цены в белорусских рублях шокируют, потому что зарплаты либо остались прежними, либо были урезаны вместе с премиями.

Вместе с тем вчера в большом гипермаркете рядом с моим домом закончилась соль. Это, конечно, смешно и абсурдно, но соли там действительно больше нет. Ее и спички покупают люди, у которых уже совсем нет денег. А те, у кого деньги еще есть, покупают электротовары.

Но с ними проблем еще больше. В Минске люди ходят по магазинам, выискивая товары по старым ценам. Но их практически уже не осталось. Например, холодильник купить невозможно, даже импортный. Везде таблички, что продано, отложено или товар выписан по безналичному расчету. Продается, правда, дорогая, а потому никому не нужная электротехника завода "Горизонт". Продажу остановили не сами торговые сети, а поставщики, которые придерживают товар, испытывая трудности с закупками и не зная, какой курс рубля будет в дальнейшем. В результате убытки терпят все.

На самих предприятиях работа не останавливается. По моим оценкам, у белорусов есть небольшой запас наличных средств.

Такая ситуация продлится до тех пор, пока у нас не будет серьезных экономических реформ. То, что мы сейчас наблюдаем, это демонстрация реалистичной ситуации в белорусской экономике и политической системе. Так было всегда, но за последнее время изменился только один параметр: те большие дотации, которые предоставляла нам Россия, прекратились. Источник иссяк, а белорусская экономика оказалась совершенно не конкурентоспособной.

Александр Ерошенко, завотделом газеты "Минский курьер":

- Внешне многое изменилось. Все люди взбудоражены, обмениваются слухами. Но если пойти в магазин, то увидишь: как покупали продукты, так и покупают. Расходы не сильно изменились. Резко подорожали импортные фрукты: бананы, виноград. Но это не картошка и не хлеб. Например, в воскресенье я покупал картошку по такой же цене, как и месяц назад - 3500 белорусских рублей.

В магазинах паники нет. Народ напугали, над этим посмеялись немного - и все. Да, какие-то элементы ажиотажа есть, что-то раскупают. Но краски сгущаются, и явной паники нет. Когда читаешь материалы в Интернете, создается такое ощущение, что я живу не в этом городе. Конечно, есть очереди у обменников. Появились и черные менялы, предлагают свои услуги. Но вчера прозвучало такое мнение, что эта волна ажиотажа скоро спадет и дорого купленные доллары будут продаваться за бесценок. Такой вариант тоже не исключен.

Мы надеемся, что проблема с валютой - это временное явление. Многие эксперты связывают девальвацию с тем, что с 1 июля перенесут внешние границы Таможенного союза для России и для нас. Поэтому люди сейчас скупают все, что движется. Да, бытовая техника, которая произведена за границей, подорожала. Но то, что производится здесь, не поражает своими ценами.

Комментарии

Более чем пятидесятипроцентная девальвация белорусского рубля может на время снять напряжение на валютном рынке страны, но не решит проблемы полностью. Не закроет их и ожидаемый кредит в 3,5 миллиарда долларов от Антикризисного фонда ЕврАзЭс.

Но в дальнейшем все будет зависеть от того, насколько последовательно будет проводиться экономическая политика Белоруссии, считает помощник президента Аркадий Дворкович.

Эффекта от девальвации и поддержки соседей хватит лишь на несколько месяцев, прогнозирует замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ Высшая школа экономики Андрей Суздальцев. А затем все может вернуться на круги своя. Для того чтобы решить проблему радикально, стране необходимы серьезные структурные реформы. Но весь вопрос в том, насколько готовы к этому и белорусское правительство, и население страны.

Напомним, накануне Национальный банк Белоруссии разом опустил курс рубля почти на

56 процентов. Доллар стал стоить 4930 белорусских рублей.

Но одновременно Нацбанк вернул отмененный не так давно жесткий коридор для "зайчика", его курс на межбанковском рынке может отклоняться от официального не более чем на два процента.

Несколькими днями раньше белорусский премьер-министр Михаил Мясникович, правда, обещал, что снижение курса - это только первый этап, а после получения стабилизационного кредита курс будет формироваться на основе спроса и предложения. Первый транш кредита в Минске ждут летом. Если же ориентироваться на нынешние спрос и предложение, то цена доллара уже доходит до 7-8 тысяч белорусских рублей.

Вся беда в том, что застарелые проблемы экономики обвал "зайчика" все равно не решает. Это, по данным официальной статистики, дела в Белоруссии обстояли все последние годы почти блестяще, и даже в прошлом году ВВП Белоруссии вырос на 7,6 процента. На самом деле в нем учитывались как товары, произведенные на склад, так и деньги, заплаченные "Газпромом" в течение четырех лет за покупку 50 процентов акций "Белтрансгаза", напоминает Суздальцев. А общая поддержка Россией своего соседа за счет разного рода дотаций составила 58 миллиардов долларов, подсчитал он. При этом 600 тысяч белорусских граждан трудятся в России.

Белорусская экономика стала заложницей своей нереформированной с советских времен структуры - республика импортирует огромное количество товаров, а экспортирует, да и то в основном на российский рынок, продовольствие, сельскохозяйственные машины. Торговый баланс страны на протяжении многих лет остается отрицательным. А именно от него и зависит курс национальной валюты. В этом году "дыра" в балансе, по предварительным прогнозам, может составить почти 17 миллиардов долларов, подсчитал старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

Сейчас, впрочем, у враз подешевевших белорусских товаров есть шанс составить конкуренцию на рынке. "Но и это будет непросто. Многие белорусские товары являются такими только по названию", - поясняет Суздальцев. На самом деле они практически полностью производятся из импортных комплектующих, за которые надо платить валютой. Возможно, от многих видов деятельности в таких условиях вообще выгоднее отказаться, считает Агибалов. К тому же не факт, что российские промышленники не пролоббируют ограничения на их ввоз.

Впрочем, в обмен на доступ к рынку российская сторона может выставить Белоруссии жесткие условия по продаже действительно привлекательных активов - в сфере железнодорожного транспорта, энергетики. Параллельно белорусскому правительству надо будет пойти на непопулярные меры и пересмотреть внутренние цены на газ, электроэнергию, отказаться от предоставляемых своим промышленникам субсидий по ним. И тогда совсем не факт, что они будут так уж дешевы.

Беларусь