Президент Грузии Михаил Саакашвили сделал все от него зависящее, чтобы вернуться на вершины мировых информационных рейтингов.
О нем опять все говорят. Правда, на этот раз видеоряд однозначно против Саакашвили.
Теперь в мировых теленовостях демонстрируют кадры из Тбилиси, где полицейские по приказу Саакашвили в упор резиновыми пулями расстреливают тех, кто осменился перечить главному "истинному демократу" Грузии. Показывают и выползающих из карет "скорой помощи" оппозиционеров с разбитыми в кровь лицами.
"Это карательная акция против собственного народа", - уверена экс-спикер грузинского парламента, а ныне оппозиционный политик Нино Бурджанадзе. Можно добавить, что это вызов. Нет, не грузинскому народу. В Грузии уже давно понимают, что революция роз привела к власти лишь очередного диктатора. Это прямой вызов США и Евросоюзу. Взрощенное западной демократией грузинское чадо подросло, окрепло и, отбившись от рук, стало кусаться. При этом, очевидно, что теперь кусать оно будет всех, кто попытается приструнить грузинского правителя.
Грузинские полицейские явно спешили зачистить проспект Руставели любой ценой
Поняли это и на Западе. Иначе бы постеснялись показать в главных новостях тбилисскую бойню, организованную их "кадром". "То, что сделали с нами спецназ и Саакашвили, не делали подобного войска Закавказского военного округа и генерал Родионов во время разгона демонстрации 9 апреля 1989 года. Тогда участникам акции предоставили спасительный коридор, нынешние же власти загнали нас в угол. Есть пострадавшие, проходят аресты", -подвела черту под очередным демократическим экспериментом Вашингтона Бурджанадзе.
По приказу Саакашвили в ночь с 25 на 26 мая грузинский спецназ действовал подчеркнуто жестоко. Полицейские явно спешили зачистить проспект Руставели любой ценой. Перед ними ведь была поставлена четкая задача: сделать все, чтобы утром состоялся парад в честь Дня независимости, принимать который должен был сам президент.
С одной стороны, полиция первоначально действовала согласно букве закона. В заявке оппозиции на проведение акции протеста четко было прописано, что люди собираются митинговать с 21 по 25 мая. И все эти пять дней грузинская полиция действовала почти безупречно. Но за несколько часов до завершения отведенного на демократию в Тбилиси времени стало очевидно: протестующие постараются сорвать парад, заблокировав и проспект Руставели, и президентскую трибуну. И тогда Саакашвили отдал приказ действовать.
Но, с другой стороны, нужно ли было избивать демонстрантов, недовольных нынешним режимом, так неистово и остервенело. Существует огромное количество вариантов цивилизованного блокирования и оттеснения митингующих. Этому обучают во всех приличных полицейских академиях. Нет сомнений, что и грузинский спецназ провел немало аналогичных тренировок под руководством американских инструкторов. Но на этот раз в Тбилиси был выбран самый кровавый сценарий. При этом полиция почти не мешала телевизионщикам снимать происходящее.
И ровно в ноль часов ноль минут 26 мая по проспекту Руставели прошли сначала колонны спецназа с дубинками наперевес, потом стройные ряды полицейских машин, оборудованных для разгона митингов, и даже два бронетранспортера. Видимо, для пущего устрашения. Среди оппозиционеров эту демонстрацию силы и беспощадности тут же окрестили "генеральной репетицией парада". Разрозившаяся гроза чуть позже смыла кровь митингующих. А утром на месте только что завершившейся бойни все же состоялся парад.
Саакашвили улыбался. Он явно чувствовал себя неприкасаемым и абсолютно свободным. В том числе и от правил игры в демократических обществах. С принадлежащей только ему трибуны он долго говорил, но ничего нового мир не услышал. Саакашвили не каялся за содеянное, а опять клеймил и внутренних, и внешних своих врагов. Ну прямо, как президенты Египта и Туниса до свержения. "Они хотели не свободы слова, а насилия и жертв. Когда они вчера не смогли достичь того, чтобы получить необходимые им жертвы, их лидеры удрали отсюда, - торжествовал Саакашвили. - Мы должны понимать и быть постоянно начеку, так как все эти провокации задумываются за пределами нашей страны, и мы готовы предоставить эту информацию". Ну что после этого добавить. Все и так понятно. Теперь даже Западу.
Линкольн Митчелл, профессор Колумбийского Университета (специализируется на изучении Кавказа и недавно вернулся в США из Грузии)
Нереалистично ждать того, что в результате демонстраций оппозиции правительство страны уйдет в отставку.
Худшее, что может сделать грузинское правительство для стабильности своей страны, это жестоко подавить протесты.
Это было бы глупо и приведет к эскалации трений. Грузинское правительство в течение долгого времени говорило миру, что оппозиция непоследовательна, непредсказуема, слаба и поддерживается из Москвы, и это больше не является правдой, поскольку многие оппозиционные партии в Грузии, пользующиеся большей популярностью, чем объединение Нино Бурджанадзе, не поддержали нынешние выступления.
На мой взгляд, более важными в понимании политического процесса в Грузии, чем попытка Нино Бурджанадзе вывести несколько сотен людей на улицы, является динамика отношений правительства и партии христианских демократов, а также взаимоотношения руководства страны и партии Ираклия Аласании.
В то же время вряд ли кто-то из нынешних лидеров оппозиции сможет ее консолидировать и преодолеть фрагментированность и раскол в ее рядах.
Говоря о возможных планах президента Грузии Саакашвили переместиться в кресло премьер-министра после истечения его президентского срока в 2013 году и таким образом вновь получить властные полномочия, Линкольн Митчелл пояснил, что считает такой сценарий весьма "реалистичным и вероятным, несмотря на то, что произойдет на улицах Тбилиси в течение ближайших дней".
"США это является предметом большой озабоченности, поскольку публично и непублично Вашингтон заявлял, что не считает эту рокировку хорошей идеей. Однако если Саакашвили все-таки поступит по-своему, это наглядно продемонстрирует ограниченность возможностей США", - пояснил эксперт "РГ".
Александр Кули, профессор Колумбийского университета
В Грузии, наблюдаются авторитарные тенденции, которые задокументированы, в том числе различными неправительственными организациями
Однако, нынешнее грузинское руководство не рассматривается большинством населения страны в качестве автократического, коррумпированного, репрессивного механизма.
Да, существует социальное недовольство, наличие безработицы и низких зарплат. Но основной причиной текущих волнений в Грузии является очевидный недостаток политического места для оппозиционных партий, сжимание политического пространства для оппозиционных движений. Хотя протестные акции в Тбилиси и других городах Грузии не приведут к смене режима в стране, нынешние демонстрации сыграют важную роль в консолидации грузинской оппозиции, а также содействуют процессу подготовки к выдвижению единого кандидата на президентских выборах 2013 года.
Подготовил Александр Гасюк (Вашингтон)