26.05.2011 00:02
Культура

Иконы и старинные рукописи на выставке "Святая Русь" в ГТГ на Крымском Валу

Из Лувра в Третьяковку совершила путешествие выставка "Святая Русь"
Текст:  Жанна Васильева Сергей Савостьянов
Российская газета - Федеральный выпуск: №111 (5487)
Читать на сайте RG.RU

Иконы и старинные рукописи, царские вклады в храмы и монастыри, фрагменты фресок, золотое шитье и церковная утварь - всего 450 раритетов из 25 музеев, архивов и библиотек можно увидеть до 14 августа на выставке "Святая Русь" в ГТГ на Крымском Валу.

Когда директор ГТГ Ирина Лебедева начала пресс-конференцию со слов благодарности Лувру, благодаря которому стал возможен показ в Москве этого "чрезвычайно сложного, трудоемкого и дорогого проекта", это не было данью политесу. Дело даже не в том, что Лувр предоставил для выставки уникальный экспонат - оплечник с изображением сцены Воскресения - Сошествие во ад, который был частью парадных доспехов Андрея Боголюбского. Лувр, точнее его директор Анри Луаре, аж с 2001 года мечтал показать выставку древнерусского искусства в Париже. Но пришлось ждать 2010-го, год России - Франции, чтобы этот многосложный проект, как сейчас любят выражаться - выставочный блокбастер, был реализован. В Париже его посмотрели 200 тысяч человек.

Но не меньше французов выставкой в Лувре были потрясены россияне. Тогда президент Дмитрий Медведев предложил непременно показать проект в России.

Главное требование было сохранить тот же состав выставки, что в Лувре. И это требование выдержано. И фантастические Златые врата собора Рождества Богородицы в Суздале (ХIII век), и лист Остромирова Евангелия и Богоматерь Максимовская (конец XIII века) и Богоматерь Владимирская кисти Рублева, и поручи XII века из Новгорода, бережно сохраненные 25 музеями России, можно увидеть на Крымском Валу. Но концепция московской выставки по сравнению с Лувром изменилась принципиально. Целью проекта в Лувре было обратить внимание на эволюцию и богатство древнерусского искусства. Соответственно экспозиция, которая располагалась в анфиладе залов, была построена по историческому принципу. Третьяковская галерея вынуждена была отказаться от этого последовательного представления материала в пользу тематической экспозиции. В результате решили выделить семь разделов, которые должны представить пространство не историческое, а идеальное. Можно сказать, град Китеж, о котором много сказывали, но мало кто его видел. Правда, идеальный град Китеж в ГТГ крепко увязывается с вполне реальным государством Российским: выставка включает экспонаты с Х по XIX век.

Надо сказать, что сама по себе идея сосредоточиться не на историческом аспекте, а на бытовании христианской идеи в России вполне возможна. Но проблема в том, что лучше всего эта структура видна в цифровой версии выставки. На мониторе вы можете найти все - и новгородские берестяные грамоты, и янтарные нательные кресты Х века из раскопа в Новгороде, и миниатюры Радзивилловской летописи (XV век)... Но в зале сориентироваться гораздо сложнее. У меня человека три спрашивали, где найти тот самый знаменитый оплечник из доспехов Андрея Боголюбского из Лувра... Мне-то повезло: я просто оказалась около него в тот момент, когда Наталья Николаевна Шередега, зав. отделом древнерусского искусства ГТГ, рассказывала о нем телевизионщикам. Дело, конечно, не в том, что хождение кругами по выставке в поисках заинтересовавшего экспоната не очень вдохновляет. Как призналась одна милая девушка, "не пойму, все я посмотрела или нет, тут все кажется таким одинаковым..." Возможно, это случайное мнение. Но оно говорит о том, что выбранный принцип оказался все же не самым удачным. Я уж не говорю о том, что кроме подписей около экспонатов хотелось бы видеть цифры, указывающие, к чему эти подписи относятся.

Впрочем, наверное, можно считать, что неоднозначность экспозиции - лишний повод прийти на выставку еще раз. Она из тех, которые не стоит пропускать.

Арт