Промышленная и транспортная кооперация в самом Союзном государстве и с его соседями набирает обороты. Это, в частности, зафиксировано в решениях по обеспечению согласованной политики в сфере грузовых железнодорожных тарифов в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и подтверждено на состоявшемся форуме "Морская индустрия-2011".
Интеграционные процессы в нашем Союзе и Содружестве вполне закономерны. Но вызывает интерес и то, что заинтересованное участие в них сегодня принимают и страны ближнего и дальнего зарубежья. Так, министр сообщений Латвии Улдис Аугулис недавно заявил в Риге, что для этой балтийской страны приоритетным является создание новых коридоров с Союзным государством. По словам министра, "в начале мая в Брюсселе на встрече с еврокомиссаром Хоакином Алмуньей нам удалось доказать, как важен для нас коридор на Беларусь. Его удалось включить в план развития транспортной сети северо-восточного региона ЕС". Что касается нового маршрута на Москву, то тут, по словам У. Аугулиса, министра, "есть три варианта. Первый - реконструкция уже имеющегося пути. Второй - создание нового параллельного пути. Третий - создание скоростной линии. После недавней встречи в Риге с министром транспорта РФ Игорем Левитиным Латвийская и Российская железные дороги получили задание изучить целесообразность таких вариантов".
Подобное заявление следует рассматривать как важное дополнение к широкомасштабным планам. Россия, Беларусь и Казахстан до 1 января 2013 года унифицируют тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов. Это решение отражено в соглашении стран Таможенного союза "О регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики". Речь идет об унификации тарифов по перевозкам экспортных, импортных грузов и грузов во внутренних сообщениях. По экспертным оценкам, реализация этого документа позволит минимум на четверть увеличить общий объем внешнеторговых и международных грузотранзитных перевозок в регионах, входящих в сферу Таможенного союза.
В свою очередь, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин сообщил "СОЮЗу", что "в рамках Таможенного союза к настоящему времени согласовано 18 тарифных позиций по номенклатуре грузов. Согласование по другим грузовым позициям идет четко по графику, в рабочем режиме. А вопросы по транзитным грузоперевозкам из стран Таможенного союза в другие страны СНГ оперативно решаются в каждом конкретном случае".
Суммируя сказанное, можно с уверенностью прогнозировать: речь идет о формировании общерегиональной "коридорной" железнодорожной сети, включающей Союзное государство, страны Таможенного союза и страны Балтии.
Тесно примыкает к этому и развитие отраслевых связей Союзного государства со странами СНГ. К примеру, начальник отдела регионального развития Самаркандского лифтостроительного завода Юрий Кривоножкин сообщил "СОЮЗу": "Узбекское предприятие (оно участвовало в форуме "Морская индустрия-2011") активно сотрудничает с белорусским партнером "Могилевлифтмаш". Поставка и перевозка продукции по территории Союзного государства осуществляется четко по графику и в оговоренных объемах. Возможны рост поставок в Могилев и разработка новых совместных проектов в лифтостроении, так как в Узбекистане и Беларуси заинтересованы в развитии такого сотрудничества".